Регионы России

География 9 класс. Раздел №1. Регионы России.
Влияние географического положения на хозяйство России.

Цели: 1. Способствовать в ходе урока формированию знаний учащихся о влиянии географического положения на экономику страны.
2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные  связи.
3. Продолжать мировоззренческое, географическое и патриотическое воспитание.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: географическое положение, природные условия, природные ресурсы.
Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электронном носителе /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. - Полярная звезда, М., «Просвещение» - 2014 г., 255 с., презентация.
Технологии: проблемного обучения, учебная дискуссия, опорного конспекта, ИКТ.
Планируемые результаты:
- предметные – формирование знаний о влиянии географического положения России на хозяйственную деятельность населения страны.
- метапредметные – формирование компетенции по определению влияния географического положения на различные стороны жизни населения России.
 Универсальные учебные действия:
- личностные – осознать, что влияние географического положения страны - одно из важных особенностей ее развития.
- познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов и выбор оснований и критериев для сравнения.
- регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик, внесение необходимых изменений в план и способ действий, саморегуляция.
- коммуникативные - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний. Эвристическая беседа с классом:
- Назовите и покажите по карте особенности географического положения России;
- Какие выгоды географического положения страны Вы можете выделить?;
- Какие недостатки географического положения можно назвать?
 
     2. Изучение нового материала по определению влияния географического положения России на хозяйство страны. Работа с конспектом, проектором, картой.
а) Влияние природных условий на развитие хозяйства России:
- В каких климатических поясах расположена страна? (арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом);
- Какое влияние оказывает климат на экономику России?
(Северные типы климата оказывают негативное влияние: низкие температуры, короткое лето, многолетняя мерзлота, ветер, низкая плотность населения.
       Умеренный климат преобладает: более благоприятные условия для жизни людей и развития экономики, но климатические области сильно отличаются: разное увлажнение, амплитуда температур, режим выпадения осадков.
        Субтропический климат почти отсутствует: положительное влияние на хозяйство только на черноморском побережье Кавказа и ЮБК).
         Вывод: положение России в северных широтах оказывает негативное влияние на экономику: затраты на освоение территории выше в 10 раз на севере по отношению к югу.
- Влияние рельефа на хозяйство России: 30% территории занято равнинами, 70% - горы, где сейсмичность, перепад высот, низкая плотность населения, высокая амплитуда температур. В европейской части страны рельеф более благоприятный: крупная слабо холмистая Восточно-Европейская равнина, мало гор, хорошая освоенность территории, высокая плотность населения. Азиатская часть страны — слабо освоена, больше гор и выше их высота, низкое освоение территории, недостаток трудовых ресурсов.
             Вывод: рельеф оказывает положительное влияние на развитие хозяйства в европейской части страны и отрицательное в азиатской.
 
б) Влияние природных ресурсов на развитие хозяйства России:
- Какими полезными ископаемыми богата Россия? (нефть, природный газ, уголь, торф, калийные соли, железная, медная, алюминиевая, никелевая, оловянная руды, золото, платина, графит, алмазы).
-  Где выше освоение территории страны? (освоение этих ресурсов выше на западе страны, а запасы больше на востоке России).
            Вывод: страна богата на полезные ископаемые, добывается и экспортируется много полезных ископаемых, неравномерное размещение и освоение по территории.
- Как обеспечена страна водными ресурсами?:
 В России: 2,5 млн. рек, 2 млн. озер, 30 тыс. водохранилищ, 10% территории – болота, 60% - многолетняя мерзлота, осадков выпадает в 1,7 раза больше, чем испаряется влаги с ее поверхности. Байкал — 20% пресной воды планеты.
           Вывод: лучше обеспечены водой север и восток страны, меньше: запад и юг.
- Как распределены лесные ресурсы России?: 65% территории покрыто лесами: хвойных больше, чем лиственных. По запасам древесины в мире страна занимает первое место, на одного человека второе, много древесины идет на экспорт. Размещение неравномерное: 70% на востоке страны.
           Вывод: обеспеченность древесиной в России очень высокая.
- Как распределены земельные ресурсы России?: в стране большое разнообразие почв, наиболее плодородные: черноземы, каштановые и коричневые почвы. По территории преобладают не плодородные почвы: тундровые, болотные, подзолистые, таежные.
         Вывод: почвы размещены неравномерно по территории, в стране недостаток плодородных почв.
в) Влияние океанов и морей на развитие хозяйства России: в стране насчитывается 12 морей, относящихся к 3 океанам. Освоение морей высокое: Азовского, Черного, Балтийского, Японского и Охотского. Слабо освоены моря Северного Ледовитого океана, Баренцево море.          
         Вывод: наибольшее значение для развития экономики страны играет Балтийское море, идет рост развития северного морского пути, необходимость развития портовой инфраструктуры и подвижного состава.
3. Рефлексия. 1. Определите какие факторы географического положения оказывают положительное влияние на развитие экономики России.
2. Какие отрицательные факторы по влиянию на хозяйство Вы можете назвать?
3. Предложите Ваши пути решения по уменьшению влияния отрицательных факторов на экономику страны.
Д/З конспект, повторить географическое положение, атлас, ТПР.