Методическая копилка - Работа МО

Анализ работы МО учителей социально-гуманитарных дисциплин и географии за 2018-2019 учебный год


 
В условиях перехода школьного образования на новые стандарты Российской Федерации необходимо отметить, что общеобразовательная школа формирует новую систему универсальных знаний, умений и навыков, дает опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, применение в жизни и на практике своих знаний. Сегодня в школьном образовании происходят значительные изменения, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса, мы совместным усилиями создаем ученика нового времени, а его личный интерес – это решающий фактор всего процесса обучения и воспитания. 
Главной задачей нашего МО продолжает оставаться формирование патриотической личности, создание условий для изучения родного края и традиций, утверждение морально-нравственных ценностей, развитие профессионализма учителя и его ответственности за судьбу нового поколения крымчан.
В своей педагогической деятельности учителя нашего МО используют разнообразные технологии и источники информации в зависимости от целей и задач, возможностей класса и школы, индивидуальных способностей учащихся, наличия современных средств обучения, своего опыта, примеров из жизни и т.д. Поэтому в работе МО общественно-гуманитарных дисциплин за этот год стало  изучение новых стандартов образования в РФ, учебников и пособий, внедрение в систему работы объединения новых направлений, использование традиционных методов и приёмов, развитие новых подходов для профессионального роста учителя в изменившихся условиях. Наше МО, как и в прошлом году, продолжает уделять  особое внимание мировоззренческому, патриотическому, морально-нравственному и краеведческому направлениям, которые формируют ряд компетентностей у учащихся, необходимых для дальнейшего изучения Крыма, России и мира. 
Традиционно в начале года за преподавателями кафедры (7 человек) были закреплены индивидуальные темы в соответствии, с которыми и была построена работа МО.
Индивидуальные темы учителей МО
1. Абиева У.Р. - изучение компетентностного подхода и новых стандартов ФГОС на уроках истории.
2.   Григоренко А. Л. - реализация компетентностного подхода  при использовании причинно-следственных связей, авторских разработок и разнообразных источников географической информации.
3. Келле Н. П. - реализации компетентностного подхода на уроках истории и обществознания в рамках перехода к ФГОС.
4. Кареба Е.В. - повышение уровня профессиональной компетенции в обучении географии.
5.  Кузнецова А.А.  -  воспитание патриотизма и нравственности на уроках географии и крымоведения на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания.
6. Моргунов К.Г.  - формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы по реализации ФГОС.
7. Чеботарева С.А.  -  исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
За прошедший 2018-2019 учебный год было проведено  5 методических заседаний, на которых были рассмотрены различные вопросы: планирование работы МО и обсуждение методических писем Министерства Образования и Науки РФ, внедрение в работу МО  компетентностного подхода в учебно-воспитательную деятельность, проведение  и обсуждение открытых уроков для учителей школы и города, участие в семинарах и жюри, обмен опытом работы, организация выставок и внеклассных мероприятий, экскурсий, работа школьного музея, встреча с ветеранами войны,  работа с предметными журналами, участие в олимпиадах и конкурсах.
Традиционно в течение  года учителя МО проводят открытые уроки внутри методического объединения и для учителей школы. В этом году преподаватели нашего объединения продолжили проводить уроки с использованием новых подходов и современных технических средств. Обмениваясь опытом работы были проведены открытые уроки Григоренко А.Л. «Политическая карта мира. Обобщение знаний по теме» в 10-А классе, Кузнецова А.А. «Рельеф России» в 8-Б классе,  Кареба Е.В. «Экологическая  ситуация  в России. Экологическая  безопасность» в 9-Д классе, Келле Н.П. «Эпоха просвещения. Время преобразований» в 8-Г классе, Абиева У. Р. «Становление Древнерусского государства» в 6-Б классе и др.
Анализируя состояние преподавания предметов и качество знаний по МО  видно движение вперёд, интерес учителей к своему предмету, желание разнообразить формы и методы преподавания. Уроки становятся более насыщенными, разноплановыми, с использованием различных методов и технологий.  Вместе с этим остаётся низкой подготовка домашних заданий и контроль за детьми со стороны родителей, отсутствие у отдельных учащихся школьных принадлежностей. Учащиеся сегодня мало читают и не всегда готовы к самообучению, быстро устают и отвлекаются.
 Для решения этих проблем на заседаниях МО мы постоянно обговариваем эти вопросы, помогаем друг другу, используем современные возможности «Интернета», методическую литературу и предметные журналы, внедряем краеведческий, проблемный и компетентностный подходы в свою работу, расширяем использование компьютерных технологий и опыта других школ, внедряем в работу свои авторские разработки, участвуем в олимпиадах, конкурсах, конференциях и смотрах знаний.  
Краеведческое направление в работе МО - основа изучения родного края. Уже не первый год для учащихся 5-11 классов проводится выставка “Мои географические открытия”, на которой отображаются интересные объекты, открытые учащимися за летний период. Анализируя выставки по годам приходим к мнению, что география путешествий наших учеников расширяется, открываются новые маршруты и страны, расширяется кругозор молодого поколения.
 В октябре ежегодно проходит неделя краеведения и географии в школе, на которой учащиеся знакомятся с интересными достопримечательностями Крыма, участвуют в фотовыставке и викторинах, путешествуют через видео-экскурсии по солнечному полуострову и совершают экскурсии в различные уголки Крыма, соревнуются в знаниях и умениях на краеведческой олимпиаде  в школе (учитель Григоренко А.Л.). Совместно с учителями физического воспитания для 8-х классов был организован большой праздник, посвящённый Дню туризма, где учащиеся со своими классными руководителями показывали, соревнуясь с другими классами, свои умения, знания и навыки в подготовке к походу, сбору рюкзака, ориентированию на местности, установке палатки, прохождению препятствий. Итогом встречи стали финальная туристическая песня и награждение команд. Девятые классы доказывали свою любовь к родному краю в краеведческой игре “Знаешь ли ты Крым?”, которую помогли провести преподаватели географии и краеведения Кареба Е.В., Кузнецова А.А. и лаборант Журид А.А. Важным моментом этих мероприятий является участие целых параллелей школы, что позволяет показать  знания, умения и способности за пределами своего класса и для всей школы.
Постоянно наше МО в обучении и воспитании молодого поколения использует наглядность. В этом году мы организовали и провели достаточно много тематических выставок, конкурсов, постановок и викторин при непосредственном участии учащихся школы: фотовыставки «Мои географические открытия», «Достопримечательности Крыма», «Краеведческие газеты», «День рождения РК», ко дню Победы, гражданской защиты населения, «Путешествие по материкам», «Открытие Антарктиды» и др.
Проведены конференции, викторины, брейн-ринги и игры: «Школьный музей - хранитель истории Великой Отечественной войны»,  «Я люблю Крым», «День Черного моря», «Народы Крыма», «Конституция Российской Федерации», «Уроки истории в жизни моей семьи», «Сквозь магический кристалл», «Выдающиеся личности Крыма», «Географические рекорды мира», «Мой любимый Крым», «Самый умный в географии», «Крым-наш общий дом», «Знакомство с Крымом», «В гостях у сказки», «Политическая раздробленность Руси», «Мое Отечество», «Знатоки истории», «День памяти жертвам аварии на ЧАЭС» и др.
Важной частью работы МО является морально-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Много внимания уделяется формированию у учащихся личного отношения к этим вопросам. В этом году преподаватели МО Чеботарева С.А. и Григоренко А.Л. подготовили двух призеров-победителей муниципального и республиканского конкурса «Отечество», где было представлено 95 краеведческих работ со всего Крыма. Молодой учитель Абиева У.Р. в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Базовые национальные ценности», в конференции «Ученик XXI века: пробуем силы-проявляем способности» и в конкурсе детского творчества «Ради жизни на Земле» подготовила трех призеров. На конференции «Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития» вместе с учащейся школы Глушко Л. получила благодарность и диплом I степени. Учитель Григоренко А.Л. подготовил победителя научно-практической конференции «Молодежные чтения РГО - 2018» при КФУ им. В.И. Вернадского. В муниципальной открытой научно-практической конференции работ обучающихся общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития», посвященной Дню Республики Крым» учитель Чеботарева С.А. и учащийся  Оксиенко Е. 9-В кл. подготовили научно-исследовательскую работу по теме «Русская фортификация в Крымском ханстве в конце XVIII века».  Ко дню Единства России 4 ноября 2018г. учитель Келле Н.П. подготовила и провела интересное патриотическо-нравственное мероприятие для учащихся нашей школы. Вместе со старшеклассниками прияла участие в городском патриотическом форуме «День призывника», где юношам показали армейский быт, военную технику, распорядок дня и другие особенности военнослужащих в армии. Для кружка «Краеведение» младшей школы (3-4 классы) учитель Кареба Е.В. провел ознакомительные беседы с флорой на территории МБОУ «СОШ № 18».  Хочется пожелать, чтобы и другие преподаватели МО не отставали в этом важном деле воспитания молодого поколения. 
Большая работа проводится постоянно в нашем Музее Боевой Славы, которым руководит Чеботарева С.А. Здесь постоянно слышны детские голоса. Музей школы связывает героев, воевавших за Родину, с молодым поколением, учащиеся школы сами становятся экскурсоводами по музею, знакомят сверстников с боевой славой ветеранов войны, бережно хранят традиции школы, показывают связь поколений. Наш музей не застывшие экспонаты прошлого, а живой родник, формирующий новых патриотов большой страны.
Наше МО не забывает в своей воспитательной работе о здоровье учащихся, расширению их кругозора, формированию сплоченности. Много внимания в работе мы уделяем экскурсиям и внеклассным мероприятиям. Так учитель Моргунов К.Г. провел тематические уроки и беседы, посвященные 75-летию событий в деревне Улу-Сала и освобождению г. Ленинграда от фашистской блокады для 7-х классов. Учитель Кузнецова А.А. в марте провела экскурсионный проект «Мой любимый Крым» в 7-Г классе, посетила пещерный город Качи-Кальон, курортный город Сочи. Учитель Келле Н.П. вместе с учащимися старших классов побывала в в совхозе Красном на мемориале узникам концлагеря, в г. Геленджик, посетили Тамань и комплекс «Малая земля», провели интересную экскурсию в г. Новороссийск. Вместе с учащимися 6-В класса учитель Абиева У.Р. посетила г. Севастополь и Херсонес Таврический, г. Евпаторию, детский театр «Золотой ключик», где в роли актера принял участие и ученик нашей школы Умеров Алим, Учащиеся школы посетили военно-исторический музей г. Симферополя Преподаватель Кареба Е.В. постоянно привлекает учащихся нашей школы к занятиям по спортивному ориентированию, организуя их тренировки на базе центра детско-юношеского туризма Республики Крым. В этом году принял участие в чемпионате России по спортивному ориентированию в с. Соколиное Бахчисарайского района с учащимися 6-7 классов, с учащимися школы посетил МДЦ «Артек», в апреле  организованы экскурсии в г. Геленджик и г. Новороссийск.  В с. Ароматное в мае этого года принял участие в соревнованиях по спортивному ориентированию (5-8 классы).  
Уже традиционно наше МО проводит серьёзную подготовку к участию в школьных, муниципальных и республиканских олимпиадах по предметам. В апреле 2019г. на базе школы №7 состоялась экологическая олимпиада «Мой любимый экогород будущего», где учащиеся 20-ти школ Симферополя представляли проекты будущих экогородов. Учащиеся 9-х классов нашей школы заняли I место. Призёрами школы на II-III этапах  Всероссийских предметных олимпиад стали 19 чел. школы: учитель Григоренко А.Л. подготовил по краеведению 8 чел. (победители Вишневская И. и Морозова В. 9-Б кл. - I место по г. Симферополь) и по географии - 4 чел. (Шкавронская М. 11-А кл. – многократный призер школы за все годы обучения), учитель Келле Н.П. по обществознанию 1 чел. и по истории 2 чел. (Подзноев А. 11-А кл. призер республики). Достойно выступили учащиеся школы и в олимпиаде «Финансовая грамотность», где победителями стали учащиеся Шкавронская М. и Горожанцев Т. , а призерами Медарь С. и Полулях А. Хочется отметить, что в этом году, как и многие годы подряд, наше МО дает высокий показатель по олимпиадам для нашей школы.
Учитель Григоренко А. Л. стал призером муниципального этапа фестиваля «Лучший симферопольский урок-2019г.» в номинации «Лучший урок общественно-научного цикла (география)», учитель является постоянным членом жюри олимпиад, конференций и конкурсов, работает в комиссиях по проверке ЕГЭ в РК, является специалистом по проверке заданий с развернутым ответом Московского Центра непрерывного математического образования НИКО. Преподаватель Кузнецова А.А. во Всероссийском  конкурсе «Я познаю Россию» вместе с учащейся Глушко Л. из 6-Б класса заняла второе место в г. Симферополь и второе место по России.
МО проводит постоянную работу по подготовке к ВПР и государственной итоговой аттестации. Для оказания помощи учащимся в этом направлении учителями-предметниками всегда проводятся консультации по предметам и подготовке к ГИА. Результативность ВПР по истории, обществознанию и географии говорит, что подготовка учащихся нашей школы находится на должно уровне, эту работу необходимо вести системно в течение всего учебного года. Подготовка школы по организации, выполнению заданий, организация работы комиссий, составление отчетов в большой мере зависит и от завуча школы Чеботаревой С.А., с которой она справляется хорошо.
Наше МО постоянно проводит методическую работу по расширению своего педагогического опыта. В школе продолжается преподавание с использованием авторских печатных изданий. В мае 2019 г. в КРИППО на республиканском семинаре «Выполнение практической части программы по географии, как одно из условий реализации ФГОС» учитель Григоренко А.Л. выступил с докладом «Роль практических работ в усилении прикладной направленности преподавания географии в школе». На следующий учебный год готовится новое, уже пятое, издание учебных пособий для 5-11 классов: тетради для выполнения практических работ с набором контурных карт и зачётных тетрадей по географии для школ Республики Крым.
Большую работу по переходу школы на новые стандарты образования проводит наш директор Контровская С.А. Успех школы, как и ее преподавателей во многом зависит от директора и завучей, работающих как единая команда. Хочется сказать большое спасибо и директору школы, и её заместителям за добросовестную помощь нам предметникам в течение года, за их руководство нашей общеобразовательной школой №18, которую многие знают, а труд её преподавателей уважают.
Для решения сложных задач в новых условиях необходимо усилие не только школы, но и родителей, и учащихся, и  государства. Наше МО планирует в следующем году не отказываться от  традиционных направлений и внедрить в свою работу новые: продолжить изучение теоретических основ нового стандарта для 9-х классов, продолжить мониторинг качества знаний, чтобы изменить ситуацию к лучшему, организовать ряд тематических выставок, оформить новые экскурсионные маршруты по Крыму,  организовать неделю краеведения и географии, постараться провести и неделю истории в школе, продолжить формировать внеурочную деятельность и работу музея школы, постараться выступить достойно на олимпиадах и в отдельных конкурсах. Продолжим внедрение и использование своих методических разработок, расширение краеведческого кругозора, в том числе и через экскурсии.
Работа МО учителей общественно-гуманитарных дисциплин остаётся разноплановой, требующей от учителя серьёзной подготовки, хорошего здоровья и большого времени и терпения. Приходиться признать, что переход в новое образовательное пространство пока не уменьшило серьезно занятость учителя. По-прежнему требования к работе учителя остаются высокими, как физически, так и морально-нравственно. Работа учителя не заканчивается со звонком с урока, а продолжается и после  уроков, и дома, и на выходных, и в праздники.