Призер фестиваля «Лучший урок общественно-научного цикла»

Призер фестиваля «Лучший урок общественно-научного цикла» (география)
Приказ №128  управления образования администрации Симферополя Республики Крым от 12.03.2019г.
География 8 класс. Раздел №3. Природа России. I часть.

Тема урока «Факторы климатообразования России»

Цели:
1. Способствовать в ходе урока формированию знаний учащихся о влиянии климатообразующих факторов на формирование климата страны.
2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, работать с учебником, схемами и рисунками, делать выводы, находить причинно-следственные связи.
3. Продолжать развивать мировоззренческие идеи, воспитывать у учащихся культуру общения и бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:
Личностные: осознание учащимися необходимости изучения основных географических закономерностей климатообразования, формирование навыков работы с учебником и конспектом, воспитание бережного отношения к природе.
Метапредметные:  
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,  умение ставить учебные цели урока, планировать пути их достижения, оценивать свои возможности  в достижении цели, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.
- познавательные: осуществлять извлечение необходимой информации из представленного материала, учиться сравнивать и обобщать,  распознавать основные понятия, устанавливать причинно- следственные связи, формировать умение объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования на уроке.
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его, учитывать различные точки зрения, умения слушать и вступать в диалог, осуществлять взаимный контроль, работать в группе, оказывать взаимопомощь.
- предметные: сформировать знания об основных закономерностях формирования климата России.
Основные понятия: климат, факторы климатообразования, солнечная радиация, радиационный баланс, барический центр, циклон, антициклон, атмосферный фронт.
Оборудование: физическая и климатическая карта России, учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электронном носителе /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. - Полярная звезда, М., «Просвещение» - 2014 г., 255 с., презентация.
Технологии: проблемного обучения, учебная дискуссия, опорного конспекта, здоровьесберегающая, ИКТ.

Ход урока:
 

Структура и ход урока Планируемые результаты по ФГОС, комментарии
1. Организационный этап (1 мин.)
Деятельность учителя. Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет их готовность к уроку.
Деятельность учащихся. Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
 
Р: формирование навыков самоорганизации и самодисциплины.
Л: формирование ответственности, аккуратности, собранности.
2. Постановка целей и задач урока (2 мин.)
Деятельность учителя. Учитель предлагает учащимся вспомнить, что называют климатом? Климат сам по себе формируется или нет? Какие факторы его образуют в нашей стране?
Учитель побуждает учащихся к диалогу для формирования учащимися целей урока.
Деятельность учащихся. Учащиеся принимают участие в дискуссии, вспоминают особенные черты климата, стараются определить тему урока: «Факторы климатообразования России».
 
П:  развитие умений строить логические рассуждения,  сравнивать, анализировать.
Л: развитие любви и бережного отношения к природе.
К: развитие умения аргументировать и выражать собственную точку зрения.
3. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Деятельность учителя. Учитель записывает тему урока на доске, совместно с учащимися указывает основные климатообразующие факторы Земли.
Учитель спрашивает: «Какой из факторов является главным в формировании климата, почему Вы так думаете?», тем самым мотивирует учеников к мыслительной деятельности.
Деятельность учащихся. Учащиеся записывают тему в конспект. В диалоге стараются определить, что главный фактор – солнечная радиация.
Л: развитие внимания, воспитание усидчивости и формирование умения работать с конспектом.
К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Изучение нового материала (32 мин.)
1). Работа с доской.
Деятельность учителя. Учитель записывает на доске первый фактор формирования климата.
1. Влияние географической широты (угла падения солнечных лучей).  Ведет диалог с учащимися о солнечной радиации и ее видах, пытается с учащимися определить какие из видов радиации присутствуют в классе.
Солнечная радиация - количество солнечного тепла и света, поступающего на земную поверхность. Зависит от географической широты местности, высоты Солнца над горизонтом и характера подстилающей поверхности (ккал/см7).
Виды: прямая, рассеянная, поглощенная и отраженная, суммарная (прямая+рассеяная).
Деятельность учащихся. Учащиеся записывают виды солнечной радиации, аргументированно стараются определить виды солнечной радиации в классе.
Учитель предлагает сделать вывод по физической карте России: «Как распределяется суммарная солнечная радиация по территории России? Какое влияние оказывает географическая широта на температуру воздуха?»
Учащиеся определяют, что на территорию страны приходит суммарная радиация не равномерно, чем больше географическая широта, тем меньше угол солнечного луча, тем ниже температура воздуха.
2). Работа с понятием «радиационный баланс»
Учитель предлагает записать в конспект новое понятие: Радиационный баланс - разница между поступлением суммарной солнечной радиации и её потерями на отражение и излучение.
Учащиеся записывают понятие в конспект.
3). Работа с учебником стр. 83 рис. 36.
Учитель ведет диалог с классом:
- Как изменяется суммарная солнечная радиация в России?
- Почему граница суммарной солнечной радиации не всегда совпадает с радиационным балансом?
Учащиеся работают с учебником, определяют, что есть и другие факторы: облачность, подстилающая поверхность, близость океанов.
4). Работа с учебником стр. 84 рис. 37.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:
 - 22 июня солнце в зените над северным тропиком, в России лето, какой максимальный угол падения солнца в России на юге (70°) и на севере (35°).
- 22 декабря солнце в зените над южным тропиком, в России зима, какой максимальный угол падения на юге (23°) и на севере (0°).
- когда Россия получает больше солнечной радиации? (летом).
- где летом день длится больше? (на севере).
Учащиеся работают с учебником, определяют ответы на поставленные вопросы.
Учитель подводит учащихся к выводу:  что изменение высоты солнца в течение года приводит к изменению температуры воздуха, летом она выше, зимой ниже.
Учащиеся формируют и записывают вывод в конспект.
5). Работа с фактором подстилающей поверхности (рельефом) и физической картой России.
Учитель предлагает рассмотреть влияние рельефа России на формирование климата страны.
Учащиеся под руководством учителя по физической карте России определяют:
- Север и Запад - равнины => рельеф не оказывает сильного влияния на климат;
- Юг и Восток - горы => препятствуют воздушным массам, наветренные склоны более влажные, чем подветренные. В горах температура ниже, чем на равнинах;
- в европейской части влияние рельефа ниже, в азиатской более сильное.
6). Физкультминутка (1 мин.)
Учитель предлагает учащимся выполнить ряд упражнений стоя.
«Руки вверх поднимем вместе
Пусть над ними солнце светит.
А теперь рукою левой покажите
Как зимой луч солнца греет?
Ну а правой покажите
Как изменится он летом?
Руки в бок и стойка смирно
Вы теперь гора большая
Ветер гонит облака,
Чтобы их не задевать
Наклонитесь вправо, влево
А теперь вперед, назад
Посмотрите вверх и вправо,
Посмотрите вниз и влево
Улыбнитесь и садитесь.
Вот и сбросили усталость
Снова нам учиться в радость.
8). Работа с фактором подстилающей поверхности (океаны, моря, течения) и физической картой России.
Учитель предлагает по группам рассмотреть влияние трех океанов России на формирование климата страны.
Учащиеся делятся на 3 группы (по рядам или партам) и по физической карте России определяют:
- 1 группа: Северный Ледовитый океан оказывает влияние на 2/3 территории страны, зимой морозы и ветер, а летом снижение температуры и увеличивает сухость воздуха.
- 2 группа: Атлантический океан и Северо-Атлантическое теплое течение увеличивает температуру воздуха зимой и осадки, летом приносит обильные осадки.
- 3 группа: Тихий океан формирует летом муссоны, идущие на побережье (горы не дают действовать на всю азиатскую часть). Летом обильные осадки, а зимой их уменьшение.
9). Работа с фактором циркуляции атмосферы, по учебнику стр. 86 рис. 39, климатической карте России и проектором.
Учитель предлагает записать понятие «барический центр» - область пониженного или повышенного атмосферного давления, формирующие циклоны или антициклоны.
Учащиеся вспоминают понятия «циклон» и «антициклон», работают с конспектом и учебником стр. 86 рис. 39, под руководством учителя составляют ответ:
- области высокого давления (максимумы): Азорский с юго-запада, Азиатский с юга Сибири, Арктический с севера, Гавайский с Тихого океана, приносят ясную, без осадков погоду, летом тепло и жарко, зимой холодно.
- области низкого давления (минимумы): Исландский с северо-запада, Алеутский с северо- востока, Азиатский с юга Сибири, приносят дождливую, ветреную погоду, летом понижают температуру, зимой повышают.
Учитель с помощью проектора показывает фото из космоса  антициклона и циклона, их проявление на поверхности Земли, а учащиеся, используя учебник на стр. 89 рис. 42 объясняют их действие.
10). Работа с понятием «атмосферный фронт» по учебнику стр. 88 рис. 40 и 41.
Учитель предлагает рассмотреть действие холодного и теплого атмосферных фронтов, определить их отличительные черты.
Учащиеся сравнивают, делают выводы, описывают погоду под действием атмосферных фронтов:
- холодный воздух выталкивает теплый более легкий. На границе воздушных масс: ливни, грозы, быстрое похолодание.
- теплый воздух надвигается на холодный, поднимается вверх, вызывая затяжные дожди, медленное потепление.
 
 
ПР: развитие умения систематизировать, обобщать, устанавливать черты сходства и отличия.
П: умение выделять и объяснять существенные признаки видов радиации.
Л: Развитие  доброжелательного отношения к одноклассникам, уважения к иной точке зрения, переживания за общий успех деятельности, упорства в достижении цели,  умения работать с конспектом.
К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 
 
 
 
 
К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: Развитие умений вести дискуссию, работать с учебником, определять главное и второстепенное.
 
 
 
 
ПР: развитие умения систематизировать, обобщать, устанавливать по карте угол падения по временам года.
П: умение выделять и объяснять особенности радиации по сезонам.
Л: Развитие умений вести дискуссию, работать с учебником и конспектом.
 
 
 
 
 
П: умение выделять и объяснять особенности влияния рельефа.
Л: развитие внимания, воспитание усидчивости и формирование умения работать с учебником и конспектом.
К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: развитие внимания и формирование умения работать в коллективе, снимать усталость.
К: закрепление умения работать вместе, развитие физических способностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
П: умение решать поставленную проблему, анализировать, обобщать приобретенные знания, развитие умений давать ответ, определять главное.
К: закрепление умения работать в группе, развитие умения обосновывать свою точку зрения, формулировать ответ.
Л: развитие внимания и формирование умения работать с картой и конспектом.
 
 
 
 
ПР: развитие памяти, умения систематизировать, обобщать, устанавливать по карте и рисунку действие циклонов и антициклонов.
П: умение выделять и объяснять особенности погоды под действием барических центров.
Л: развитие умений вести дискуссию, работать с учебником, картой, проектором, делать самостоятельные выводы.
 
 
 
 
 
ПР: развитие умения сравнивать,  систематизировать иобобщать, устанавливать черты сходства и отличия.
П: умение выделять и объяснять существенные признаки фонтов.
К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Осмысление (3 мин.)
Учитель предлагает на краеведческом материале определить:
- Какие виды солнечной радиации действуют сейчас за окном, почему Вы так считаете?;
- Почему продолжительность дня в Симферополе летом больше, чем зимой?;
- Какой барический центр оказывает влияние на г. Симферополь сейчас, почему?
- Почему Черное и Азовское моря не оказывают сильного влияния на наш город?
Учащиеся обобщают материал урока, применяя полученные знания в конкретной ситуации.
Учитель через проектор показывает строки  из стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» и предлагает определить какие атмосферные процессы, изученные на уроке, описаны  в этих стихах:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернит
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит»   (антициклон)
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
То, как зверь она завоет,
То заплачет как дитя,
То, по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый
К нам в окошко застучит»  (циклон)         
6. Рефлексия (2 мин.)
Прием рефлексии деятельности на уроке «Лестница успеха». Учащиеся оценивают свою работу на урока, определяют своё положение на лестнице успеха: я знаю, я понимаю, я умею. Выделяют наиболее удачные ответы, что больше всего понравилось во время урока.
 
 
П: умение работать с разными источниками информации, решать поставленную задачу, выдвигать гипотезы, выделять главное.
К: развитие умения вести диалог, формулировать собственную позицию, соглашаться или нет с оппонентом, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Л: Развитие умений вести дискуссию, работать с информацией, проектором, делать самостоятельные выводы, используя свои знания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Л: учащиеся отслеживают и анализируют результаты своей деятельности и, наряду с количественной оценкой,  дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников
7. Подведение итога урока (2 мин.)
Учитель предлагает поразмышлять учащимся о своем эмоциональном состоянии, провести самоанализ своей деятельности на уроке и ее результатов. Учитель вербально оценивает деятельность учащихся на уроке, выявляет успехи и трудности учащихся на уроке, благодарит за работу.
Проверка эмоционального состояния учащихся через «Светофор».
Д/З § 21, 22 прочитать, ответить устно на вопросы,  выучить конспект, уметь составлять свой ответ по климатообразующим факторам России с использованием карт атласа.
 
Л: Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
 
Использованная литература:
1. Борисенков, Е. П. Климат и деятельность человека / Е.П. Борисенков. - М.: Наука, 2016.-128 c.
2. Коробова, О. С. Климат и человек: моногр. / О.С. Коробова, Т.В. Михина. - М.: Издательство РУДН, 2016. - 140 c.
3. Логинов, В. Ф. Глобальные и региональные изменения климата. Причины и следствия / В.Ф. Логинов. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 496 c.
4. Манташьян П. Циклоны и антициклоны// Наука и жизнь. – 2008. - № 8. – С. 42-52.
 
5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.:  Просвещение, 1991
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к    мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
Примечание:
Л – личностные УУД,
Р –регулятивные УУД,
П – познавательные,
К- коммуникативные УУД,
ПР – предметные результаты.