Место практических работ в структуре современного урока географии и условия их организации.

Место практических работ в структуре современного урока географии и условия их организации.


География — единственный школьный предмет, формирующий у школьников комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим работам на уроках географии в 5-11 классах, именно они обеспечивают школьнику выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектирование, реферирование.
Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
- называть и показывать различные географические объекты;
- описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами;
- определять направления, географические координаты;
- измерять расстояния, азимуты;
- наблюдать за различными процессами, явлениями на местности;
- объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
- прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Общие требования к организации практических работ.
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования.
1. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
Все практические работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно. Приучить ребят в процессе обучения самостоятельно овладевать практическими знаниями — одна из основных задач школы, от удачного решения которой во многом зависит дальнейшее умственное развитие и воспитание молодежи.
Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализации в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования:
1. Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2. Использую инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
4. Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).
5. Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как учитель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания.
Психологи утверждают, что реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением школьников к предмету. Мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.). Вторая задача - обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.д.).
В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные - картографический, описательный, сравнительно - географически, новые и новейшие - статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например: для ориентирования на местности и проведения съемок; определение поясного времени; проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности. Важно заметить, что в новом стандарте по географии требования к результатам обучения под рубриками "оценивать" и "прогнозировать" отсутствуют. Но именно эти направления располагаю большими возможностями для формирования умений применять полученные знания и умения, формирую учебную и исследовательскую компетенцию учащихся, поэтому в реальном учебном процессе просто необходимо включение заданий подобного рода. Но государственными практическими работами они не предусмотрены, именно здесь кроется благодатное поле для творчества учителя.
В мае 2019 г. в КРИППО на республиканском семинаре руководителей МО «Выполнение практической части программы по географии, как одно из условий реализации ФГОС» я выступал с докладом по распространению своего педагогического опыта «Роль практических работ в усилении прикладной направленности преподавания географии в школе», где раскрыл значение и важность выполнения практических работ в школе.
В новом учебном году вышло новое, уже пятое, издание учебных пособий для 5-11 классов: тетради для выполнения практических работ с набором контурных карт по географии для школ Республики Крым. Данное пособие составлено в полном соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по географии и отражает основные направления формирования практических знаний и умений согласно действующей программе учебных курсов 5-11 классов.