География отраслей мирового хозяйства
География 10 класс. Раздел №5. География отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.
Цели урока:
1. Содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о мировом хозяйстве, этапах его формирования, территориально-хозяйственной структуре, влиянии НТР на мировое хозяйство, размещении основных отраслей промышленности в мире.
2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами отдельных отраслей, понятиями, учебником.
3. Продолжать формирование основных мировоззренческих идей о взаимосвязях общества и природы.
Оборудование: учебник  География. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.
Страчкова Н.В., учебное пособие “Экономическая и социальная география” для поступающих в вузы. – Симферополь: «Таврия», 2004.- 231с.
 Магнитная доска, карточки-задания, схемы, диаграмма, таблицы, карты различных отраслей промышленности, опорный конспект, атлас 10 класса.
Технологии: проблемного обучения, учебная дискуссия, опорного конспекта, здоровьесберегающая, ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
   - Работа класса с основными понятиями. Мировое хозяйство. МГРТ. НТР. Глобализация.
   - Логическая цепочка. Составьте логическую цепочку из предложенных словосочетаний и объясните ее, используя магнитную доску.
Примерный план ответа: (мировое хозяйство – международные отношения – МГРТ – международная специализация – международная экономическая интеграция.
   - Эвристическая беседа с классом по особенностям развития мирового хозяйства (МХ) с использованием опорной схемы.
   - Из каких частей состоит МХ? Как работает эта система в мире?
   - Почему МХ разноуровневое по развитию, многополюсное по территории, ассиметричное по уровню развития стран?
   - Что является основой МХ? Приведите примеры.
   - При каких условиях формируется международная специализация?
   - Какие факторы влияют на международное географическое разделение труда? Охарактеризуйте их.     
   - Групповая работа.
Учитель раздаёт карточки-задания, и класс группами обсуждает предложенные вопросы:
   -- Почему МГРТ начинает формироваться на II этапе развития, а не на I этапе?
   -- Почему межд. отрасли специализации начинают формироваться на III этапе развития МХ?
   -- Чем отличается IV и V этапы формирования МХ?
   -- Назовите отличительные черты постиндустриального этапа.
   -- Какое место занимает Россия на карте развития мирового хозяйства?
 
  2. Физкультминутка.
   
  3. Мотивация учебной деятельности.
Основу мирового хозяйства в современном мире составляет промышленность, которая создаёт фундамент развития других отраслей, позволяет увеличивать их темпы развития, способствует улучшению благосостояния населения планеты, позволяет развивающимся странам укреплять свою экономическую основу, развитым странам строить постиндустриальную экономику.
 
  4. Изучение нового материала. Работа с конспектом.
     1). Промышленность имеет особенные черты в мире:
        - В отрасли занято около 350 млн. чел. (6 % населения мира).
        - Размещается неравномерно на планете, с преобладанием в главных центрах МХ.
        - Роль в формировании ВВП развитых стран снижается, а в развивающихся странах увеличивается.
        - Особое значение приобретают отрасли, двигающие НТП: машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика.
        - Увеличивается значение обрабатывающих отраслей и снижается роль добывающих.
        - Уменьшается в мире материало- и энергоёмкость производства готовой продукции.
        - Происходит рост наукоёмких отраслей: микроэлектроники, робототехники, индустрии информатики, аэрокосмического и атомного производства.
    2). Обсуждение факторов размещения промышленности в мире:
        - Наличие топлива и сырья;
        - ЭГП страны или территории, возможности по размещению;
        - Наличие инфраструктуры и ее уровень развития;
        - Близость портов и других транспортных коммуникаций;
        - Близость научных центров к отраслям промышленности и их связь между собой;
        - Влияние отраслей на окружающую среду;
        - Близость потребителя продукции;
        - Квалификация трудовых ресурсов;
        - Наличие стран-конкурентов данной продукции;
        - Успехи страны в международной специализации по данной продукции.
         
5. Рефлексия. Эвристическая беседа.
    - Какую роль играет промышленность в мире, приведите примеры.
    - Почему промышленность главная отрасль экономики мира?
    - Какие современные факторы в размещении промышленности Вы можете назвать?
    - Какие отрасли промышленности экологически опасные?
    - Какие отрасли промышленности двигаю НТП?
 
Д/З конспект, прочитать стр. 132-144, атлас, подобрать устно примеры отраслей промышленности мира по факторам размещения.