Мировое хозяйство. Промышленность мира.

          Тема: ”Мировое хозяйство. Промышленность мира.”

   Цели урока: 1. Содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о мировом хозяйстве, этапах его формирования, территориально-хозяйственной структуре, влиянии НТР на мировое хозяйство, размещении основных отраслей промышленности в мире.
2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами отдельных отраслей, понятиями, учебником.
3. Продолжать формирование основных мировоззренческих идей о взаимосвязях общества и природы.

Оборудование:

1. Учебник «Экономическая и социальная география мира» В. П. Максаковского, М.: «Просвещение», 2011 г.
2. Довгань Г.Д., Сиротенко А.И., Стадник А.Г. Страноведение: справочник.- Харьков: «Ранок», 2007.- 480с.
3. Дорошевский М.В., Мысливец Г.В., учебное пособие “Экономическая и социальная география” для поступающих в вузы.- Киев: «МАУП», 2003.- 184с.
4. Страчкова Н.В., учебное пособие “Экономическая и социальная география” для поступающих в вузы. – Симферополь: «Таврия», 2004.- 231с.
 5. Магнитная доска, карточки-задания, схемы, диаграмма, таблицы, карты различных отраслей промышленности, опорный конспект, атлас 10 класса.
 
   Тип урока: комбинированный по модульной технологии обучения.
 

                                                                                                                          Ход урока
                                                                                                                      I –я 30 минутка
1. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке, на первом подмодуле, мы вспомним особенности развития мирового хозяйства, этапы его формирования, территориально-хозяйственную структуру, влияние НТР на мировое хозяйство. На втором подмодуле познакомимся с основными отраслями промышленности мира и их особенностями. На третьем – закрепим полученные знания и составим самостоятельно характеристику химической промышленности и машиностроения.
 
2. Актуализация опорных знаний.
Проверим ваши знания по теме “Мировое хозяйство”. Ваши ответы будут оцениваться: за устный ответ до 3 баллов, за письменное задание до 2 баллов. В конце каждого подмодуля подведём итог вашей работы.
 
2.1. Логическая цепочка.
Составьте логическую цепочку из предложенных словосочетаний и объясните ее, используя магнитную доску.
Примерный план ответа: (мировое хозяйство – международные отношения – МГРТ – международная специализация – международная экономическая интеграция)
2.2. Работа класса с основными понятиями.
-- Мировое хозяйство;
-- МГРТ;
-- НТР.
2.3. Проверка работы по составлению логической связи у магнитной доски.
2.4. Составление схемы территориально-хозяйственной структуры мирового хозяйства.
          У доски работают три человека по карточкам.  Из предложенных словосочетаний составляют схему территориально-хоз. структуры мирового хозяйства:
а) главные центры мирового хозяйства;
б) полупериферийные центры;
в) периферийные центры.
2.5. Эвристическая беседа с классом по особенностям развития мирового хозяйства (МХ) с использованием опорной схемы.
-- Из каких частей состоит МХ?
-- Как работает эта система в мире?
-- Почему МХ разноуровневое по развитию, многополюсное по территории, ассиметричное по уровню развития стран?
-- Что является основой МХ? Приведите примеры.
-- При каких условиях формируется международная специализация?
-- Какие факторы влияют на международное географическое разделение труда? Охарактеризуйте их.
2.6. Проверка схем территориально-хозяйственной структуры мирового хозяйства.
2.7. Групповая работа.
Учитель раздаёт карточки-задания и класс группами по 4 человека обсуждает предложенные вопросы:
-- Почему МГРТ начинает формироваться на II этапе развития, а не на I этапе?
-- Почему межд. отрасли специализации начинают формироваться на III этапе развития МХ?
-- Чем отличается IV и V этапы формирования МХ?
-- Назовите отличительные черты постиндустриального этапа.
-- Какое место занимает Россия  на карте развития мирового хозяйства?
2.8. Работа с таблицей  ”Влияние НТР на мировое хозяйство”.
На доске в данной таблице закрыты отдельные ячейки, которые необходимо восстановить и объяснить их значение.
2.9. Письменный экспресс опрос по вариантам (до 2 баллов).
Учитель предлагает по карточкам-заданиям дать ответ: «да» или «нет»
 I вариант
1. Робототехника, биотехнологии, микроэлектроника – одни из новейших наукоёмких отраслей НТР.
2. Главным в мире центром является Западно-Европейский регион.
3. На современном этапе продолжается увеличиваться разрыв между странами.
4. Основу мирового хозяйства составляют несколько главных отраслей международной специализации.
5. В отраслевой структуре сельского хозяйства в начале XX века преобладало растениеводство.
6. НТР сегодня охватывает все стороны жизни людей на планете.
II вариант
1. Мировое хозяйство сформировалось на рубеже XIX – XX веков.
2. Международная специализация может формироваться без закона сравнительных преимуществ.
3. Главными факторами формирования международного разделения труда сегодня являются: природные и исторические.
4. Основными принципами размещения промышленности в эпоху НТР является близость к портам и рынкам сбыта готовой продукции.
5. Результатом международного географического разделения труда является формирование отраслей международной специализации.
6. Хозяйственный комплекс Украины относится по хозяйственно-территориальной структуре к периферийным странам.
          
2.10. Подведение итога первого подмодуля и выставление предварительных оценок по устному опросу. Окончательные результаты после проверки письменного задания в конце урока.
                                                                                                                   
                                                                                                                                 II –я 30 минутка

3. Мотивация учебной деятельности.
   Основу мирового хозяйства в современном мире составляет промышленность, которая создаёт фундамент развития других отраслей, позволяет увеличивать их темпы развития, способствует улучшению благосостояния населения планеты, позволяет развивающимся странам укреплять свою экономическую основу, развитым странам строить постиндустриальную экономику.
   Промышленность имеет особенные черты в мире:
1. В отрасли занято около 350 млн. чел. (6% населения мира).
2. Размещается неравномерно на планете, с преобладанием в главных центрах МХ.
3. Роль в формировании ВВП развитых стран снижается, а в развивающихся странах увеличивается.
4. Особое значение приобретают отрасли, двигающие НТП: машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика.
5. Увеличивается значение обрабатывающих отраслей и снижается роль добывающих.
6. Уменьшается в мире материало- и энергоёмкость производства готовой продукции.
7. Происходит рост наукоёмких отраслей: микроэлектроники,  робототехники, индустрии информатики, аэрокосмического и атомного производства.
4. Изучение нового материала. Характеристика основных отраслей промышленности. 
4.1. Энергетика – основа развития МХ. Её основными показателями являются:
-- степень обеспеченности стран энергоносителями;
-- уровень энергопотребления в отдельных странах;
-- соотношение топливно-энергетического баланса стран и мира в целом.
Объём энергопотребления в мире на 2014 г. составлял около 13 млрд. тонн условного топлива. В мире по энергопотреблению первичных энергоресурсов выделяют несколько групп стран (см. учебник Максаковского В.П. стр. 412, таблица №21).
4.2. Работа с учебником по энергопотреблению отдельных стран мира.
4.3. Работа с таблицей топливно-энергетического баланса (пособие стр.103 таблица №8).
-- Почему значение угля снижается, а роль нефти, природного газа и ядерного топлива увеличивается?
-- Запасы нефти и газа быстро истощаются. Как изменится топливно-энергетический баланс в ближайшем будущем?
4.4. Топливная промышленность мира. Нефтяная промышленность.
Работа с план-схемой на магнитной доске. Мировая добыча в год – более 4 млрд. тонн. Ведущие в мире:

  1. 30% страны Персидского залива (приведите примеры).
  2. 20% США, Мексика, Канада (укажите на карте).
  3. 15% Россия, Казахстан, Азербайджан (определите лидера).
  4. 25% остальные: Великобритания, Норвегия, Китай, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, Венесуэла и др. (какие из них входят в ОПЕК?).

Основные потребители: Западная Европа, США, Япония, Китай.
4.5. Газовая промышленность.
Работа с план-схемой на магнитной доске:
Мировая добыча в год – более 3,4 трлн. м3. Ведущие в мире:

  1. 30% Россия, Туркменистан (укажите на карте).
  2. 25% США, Канада (определите лидера).
  3. 45% остальные: Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Индонезия, страны сев. Африки, страны Персидского залива и др. (приведите примеры этих стран Африки).

Основные потребители: Западная Европа, США, Япония, Китай.
4.6. Угольная промышленность.
Работа с план-схемой на магнитной доске. Мировая добыча в год – около 8 млрд. тонн. Ведущие в мире:

  1. 35% Китай! (назовите мирового лидера по запасам).
  2. 25% США! (укажите на карте основной район добычи).
  3. 20% Россия, Казахстан, Украина (определите лидера).
  4. 20% остальные: Индия, Австралия, ЮАР, ФРГ, Польша, Великобритания и др.

Основные потребители: Западная Европа, Япония, Китай, Индия.
4.7. Электроэнергетика.
Работа с план-схемой на магнитной доске:
1.Производство электроэнергии в мире за год более 22,5 млрд. кВт. ч.
2.Ведущие типы электростанций: ТЭС - 63%, ГЭС – 20%, АЭС – 17%.
3.Запасы энергоресурсов размещаются неравномерно (вспомни основные бассейны).
4.75% электроэнергии производят развитые и среднеразвитые страны (почему развивающиеся страны производят всего 25%?).
5.Страны с преобладанием производства на определённом типе станций:
-- ТЭС: Польша, ЮАР, ФРГ (почему?).
-- ГЭС: Норвегия, Бразилия, Канада (почему?).
-- АЭС: Франция, Бельгия, Украина (почему?).
6. Рост альтернативных источников энергии особенно в странах: США, Швеция, Дания, Франция, Россия, Канада, Китай, Италия, Израиль и др. (назовите эти источники энергии).
4.8.Чёрная металлургия.
Работа с план-схемой на магнитной доске. Производство за год в мире: более 1500 млн. тонн стали.
Мировая добыча железной руды  в год более 3 млрд. тонн.
1. Постепенное уменьшение металлоёмкости (с 70 годов века) (причины?).
2. Увеличение ориентации на порты и рынки сбыта (причины?).
3. Увеличение использования металлолома (до 30% стали).
4. 75% производства в 12 странах мира (в каких, причины?).
5. Высокие темпы в развивающихся странах (Бразилия, Индия, Турция, Мексика, Южная Корея и др.) (с какой целью?).
6. Экологическое загрязнение! (какие природные компоненты загрязняются наибольше?).
4.9. Цветная металлургия.
Работа с план-схемой на магнитной доске. Производство за год в мире: более 50 млн. тонн цв. металлов (более 70 видов).
1. 95% всех цв. металлов составляют: алюминий (30%), медь, свинец и цинк.
2. Рост производства в мире (причины?).
3. Увеличение использования цветного лома.
4. Широкое использование в наукоёмких отраслях: радиоэлектронике, микроэлектронике, медицине, авиакосмической технике и др.
5. Размещается неравномерно. Ведущие производители: США, Россия, Китай, Австралия, Канада, Чили, Индонезия, Малайзия, Бразилия, Мексика и др. (укажите их на карте).
6. В развитых странах рост развития отрасли идёт на вторичных ресурсах и концентрате, а в развивающихся за счёт сырья и обогащения руды, а не выплавки (почему?).
7. Экологическое загрязнение!
5. Подведение итога второго подмодуля. 

                                                                                                                                     III –я 30 минутка
6. Самостоятельная работа по учебнику (стр. 147-148) и атласу, I вариант:
Используя план – конспект по второму подмодулю, составьте краткую характеристику химической промышленности, выделив основные районы её размещения и особенности производства в мире.
 
7. Самостоятельная работа по учебнику (стр. 146-147) и атласу, II вариант:
Используя план – конспект по второму подмодулю, составьте краткую характеристику машиностроения, выделив основные районы его размещения и особенности производства в мире.
 
8. Проверка выполнения работы и обмен результатами между вариантами.
 
9. Осмысление нового материала. Эвристическая беседа.
-- Объясните тезис: “Энергетика – основа развития мирового хозяйства”.
-- Назовите ближайшие регионы к России по добыче газа и нефти.
-- Совпадают ли районы добычи и выплавки чёрных металлов  в мире? Чем это можно объяснить?
-- Почему размещение хим. производств сегодня оторвано от сырьевых баз?
-- Почему нельзя назвать страну экономически развитой без машиностроения?
-- Назовите основные отрасли машиностроения. Какие из них являются главными, почему?
 
10. Работа с картами отдельных отраслей промышленности.
-- Укажите на карте топливной промышленности мира основные страны по добыче нефти, природного газа и угля.
-- По карте металлургии мира назовите ведущие страны в добыче железной руды, медной руды, бокситов.
-- На карте транспорта мира укажите страны потребители нефти, газа, угля.
 
11. Подведение итога третьего подмодуля и выставление окончательных результатов по первому подмодулю.
 
12. Домашнее задание.
 1. Прочитать стр. 132 – 150, составить конспект по лесной и деревообрабатывающей промышленности, по лёгкой промышленности мира.
 2. Выучить особенности развития отраслей промышленности по конспекту.
 3.  Уметь определять по картам размещение основных отраслей промышленности в мире, влияние промышленности на окружающую среду.