Рельеф России. Процессы, формирующие рельеф страны. Пр. работа № 4.

Рельеф России. Процессы, формирующие рельеф страны. Практическая работа № 4.
 
Цели:
1. Способствовать в ходе урока формированию знаний учащихся о различных формах рельефа страны, процессах, влияющих на его формирование, изменении во времени.
2. Развивать логическое мышление, умение работать с картой, обобщать и делать выводы.
3. Продолжать формирование мировоззренческих идей и связей в природе.
Оборудование:
1. Учебник по географии для 8 класса  «Полярная звезда» / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2014. - 255с.
2. Пособия: тетради для практических работ. Супрычёв А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. – М.: Аркти, “Наша школа”, 2014. – 48с., карты.
3. Магнитная доска, карточки-задания, схемы, таблицы, физическая карта России, карта строения земной коры мира, опорный конспект, атлас 8  класса.
 
Тип урока: комбинированный по модульной технологии обучения.
 
                                                                                                                            Ход урока
                                                                                                                        I –я 30 минутка
                                                                                                            Актуализация опорных знаний.
   Сегодня на уроке мы проверим наши знания по предыдущей теме “Строение территории России ”, познакомимся с основными формами рельефа нашей страны, определим влияние различных процессов на формирование рельефа России, выполним практическую работу №4 “Нанесение на контурную карту основных форм рельефа России.”
1. Работа с терминами: геология, геохронология, относительный и абсолютный возраст, тектоника, земная кора, платформа, щит, подвижные поля, горсты, грабены, плита.
2. На доске работа со схемами:
1) геохронологическая таблица (эры);
2) какие эры делят на периоды?;
3) из каких элементов состоит земная кора?;
4) эпохи горообразования;
5) отличие в строении Европейской и Азиатской части России.
3. Карта “Строение земной коры”: показать все крупные тектонические структуры России, охарактеризовать геологическую историю образования территории России, сравнить строение европейской и азиатской части страны.
4. Подведение итога работы на первой 30-ти минутке.
 
                                                                                                                    II –я 30 минутка
                                                                                                            Изучение нового материала
1. Мотивация учебной деятельности.
   
Знания, полученные вами по данной теме необходимы для проектирования и сооружения новых хозяйственных объектов, предупреждения землетрясений, поиска новых месторождений полезных ископаемых и дальнейшего освоения территории. Умение находить причинно-следственные связи позволяет предупреждать или уменьшать  влияние многих негативных процессов в природе. 
2. Работа с понятиями.
Рельеф – совокупность всех неровностей на земной поверхности. 
Геоморфология – наука, изучающая формы рельефа Земли и их происхождение. 
Основные виды рельефа: равнины и горы.
Равнины – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью (до 200 м – низм., 200-500 м возв., более 500 м – плоскогорья). 
Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие четко выраженные склоны, вершину и подошву, высотой более 500 м. 
3. Составление схемы в конспекте «Рельеф России».
                                                               Рельеф России
                                                  Равнины                                   Горы
                              70 % (северо-восток и запад)          30% (юг и восток)
                      низменные   высокие плоскогорья        средние          высокие
                 ср. высоты (140 м)   (480 м)                           до 2000 м      более 2000 м
4. Анализ тематической карт и составление таблицы в конспекте:
   Используя тектоническую и  физическую карты, учебник стр. 66 найдите соответствие между геологическим строением и рельефом России. Полученные результаты занесите в таблицу.

Восточно-Европейская платформа и щиты Сибирская платформа и щиты Западно-
Сибирская плита
 
Скифская плита
 
Байкальская  складчатость
 
Каледонская складчатость
 
Герцинская   складчатость
 
Мезозойская складчатость
 
Кайнозойская складчатость
Восточно-Европ. равнина Среднеси-бирское плоскогорье Западно-Сибирская   равнина Крымские равнины Саяны Алтай Алтай Хребет Черского Кавказ и Крымские горы
Прикас-пийская низменн. Алданское нагорье Северо-Сибирская низменн. Ставропольская возвышенность горы Бырранга Саяны Уральские Сихотэ-Алинь Хребет Джугджур
Среднерус-ская возв.   Становой хребет Барабин-ская низм. Кумо-Манычская впадина Становое нагорье     Верхоянский хребет Камчатский хребет
Приволж-ская возв.   Плато Путорана и др. Васюган-ская равнина   Прибайкальские горы     Чукотское нагорье Курильские острова
Хибины               горы острова Сахалин

 
5. Характеристика основных форм рельефа. Равнины России:                                                   
1. Восточно-Европейская (Русская) – холмистая - S = 4 млн км2 , ср. высота  170 м.
2. Западно-Сибирская  - S = 3 млн км2  , ср. высота 120 м.                                               
3. Среднесибирское плоскогорье  - S = 3,5 млн км2  ср. высоты до 1000 м.
Разделено блоками на отдельные участки - плато: Путорана (1701 м), Вилюйское,
Приленское, Центрально-Тунгусское.                                                                                                
4. Северо-Сибирская низменность – плоская  до 200 м.
5. Крымские равнины: Северо-Восточная низменность, Центрально-Крымская возвышенность,
Тарханкутская возвышенность, Керченская равнина 100 - 250 м.
6. Колымская низменность  до 100 м.                                                                                                      
7. Прикаспийская низменность – плоская, ниже уровня океана (-27м).
8. Среднерусская и Приволжская возвышенности до 300м
9. Барабинская низменность и Васюганская равнина до 100 м.
   Горы России:
1. Кавказ (5642 г. Эльбрус).
2. Алтай (4500 г. Белуха).
3. Саяны (3491 г. Мунку-Сардык).
4. Уральские (1895 г. Народная).
5. Хибины (1191 г. Ферсмана).
6. Хребет Черского (3147 м г. Победа).
7. Сихотэ-Алинь (Дальневосточный Урал,  2090 м г. Тардоки-Янги).
8. Крымские горы (1545 г. Роман-Кош).  
9. Верхоянский хребет (2389 м).
10. горы Бырранга (1146 м г. Ледниковая).
11. Становое нагорье (3073 м пик БАМ).
12. Чукотское нагорье (1843 м).
13. Алданское нагорье (2306 м).
14. Становой хребет (2412 м).
 
6. Осмысление. Работа по физической карте России (устно):
1. Самая высокая гора Эльбрус (5642 м).
2. Самая низкая отметка – 27м – Прикаспийская низменность.
3. Самая длинная горная цепь – Урал.
4. Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» - Урал.
5. Самые высокие горы юга Сибири – Алтай (4500 м).
6. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их называют «Дальневосточным Уралом» – Сихотэ – Алинь.
7. Крупнейший горный хребет Камчатки – Срединный хребет (вулкан Ичинская Сопка (3621 м)).
8. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал – Становое.
9. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов – Саяны.
10. Самое восточное нагорье России – Чукотское.
11. Горы на полуострове Таймыр – Бырранга.
12. Хребет на юго-востоке России, носит имя русского путешественника - хр. Черского.
13. Хребет на Западном побережье Охотского моря – Джугджур.
 
7. Подведение итога работы на второй 30-ти минутке.
 
                                                                                                       III 30-ти минутка урока
1. Работа с картами, конспектом и таблицей.
                                                  Процессы, формирующие рельеф страны.

Внешние силы — экзогенные.  Внутренние силы — эндогенные.
Выветривание, работа рек, ледников, морей, подземных вод Магматизм, движение литосферных плит
Выравнивают рельеф, разрушение гор, образование равнин Создают неровности, формируют горы и нагорья.

 
2. Работа древних ледников и многолетняя мерзлота (учебник стр. 74 -75).
- какое влияние оказало древнее оледенение на рельеф России?;
- назовите основные формы ледникового рельефа;
- что можно сказать о распространении многолетней мерзлоты?
3. Осмысление.
-  какая связь между строением и рельефом территории России существует?;
-  сравните рельеф европейской и азиатской части страны, что можно сказать о различии рельефа?;
- можно ли сказать, что формирование рельефа России закончилось? Почему Вы так думаете?;                   
4. Практическая работа № 4.  «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа России».
1. Инструктаж выполнения работы.
2. Используя тетради для практических работ обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.
5. Подведение итога работы на третьей 30-ти минутке.
6. Д/З: прочитать в учебнике стр.70 - 75, выучить конспект, уметь показывать и давать хар-ку рельефа России по карте, задание №8, №9 на стр. 75 письменно в рабочей тетради.