Методическая копилка - Работа МО

                Анализ работы МО учителей социально-гуманитарных дисциплин СОШ № 18 за 2014-2015 учебный год
 
     В условиях перехода школьного образования на новые стандарты Российской Федерации необходимо отметить, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, понимание ими того, что полученные знания необходимо будет применять на практике, опираясь на них и строить свою дорогу жизни.
     Сегодня Крым создаёт свою новую историю, отстаивает моральные ценности, созданные многими поколениями, строит новую жизнь в составе Великой России.
     Главной задачей нашего МО становится формирование патриотической личности, создание условий для изучения родного края и православных традиций, утверждение моральных ценностей, развитие профессионализма учителя и его ответственности за судьбу  молодого поколения крымчан. В своей педагогической деятельности учителя нашего МО используют разнообразные технологии и источники информации в зависимости от целей и задач, возможностей класса и школы, индивидуальных способностей учащихся, наличия современных средств обучения, своего опыта, примеров из жизни и т.д. Поэтому в работе МО социально-гуманитарных дисциплин за этот год стало  изучение новых стандартов образования в РФ, новых учебников и пособий, внедрение в систему работы объединения новых направлений, использование традиционных методов и приёмов, развитие новых подходов для профессионального роста учителя в изменившихся условиях. Наше МО, как и в прошлом году, продолжает уделять  особое внимание патриотическому, православному и краеведческому направлению, которое формирует ряд компетентностей у учащихся, необходимых для дальнейшего изучения родного края. 
Традиционно в начале года за преподавателями кафедры (6 человек) были закреплены индивидуальные темы в соответствии, с которыми и была построена работа МО.
     Индивидуальные темы учителей МО
1.  Григоренко А. Л. - компетентностный подход в работе со способными и одарёнными детьми через использование причинно-следственных связей и разнообразных источников географической информации.
2. Келле Н. П. – адаптация учащихся к новой программе по истории России в связи с переходом в состав Российской Федерации.
3. Кучервей И. В. – использование компетентностного подхода на уроках истории.
4. Седая О. А. -  методика изучения номенклатуры в школьном курсе географии.
5.  Селезнёва Е. И. - формирование системы мировоззренческих ценностей на уроках истории, обществознания и ОПКК с помощью дискуссионного метода.
6. Танова В. Н. - совершенствование форм и методов работы школы в условиях перехода  на новые стандарты ФГОС и повышение компетентности преподавателей, качества образования и сохранения здоровья учащихся.
     За прошедший 2014-2015 учебный год было проведено  4 методических заседания, на которых были рассмотрены различные вопросы: планирование работы МО и обсуждение методических писем Министерства Образования и Науки РФ, внедрение в работу МО  компетентностного подхода в учебно-воспитательную деятельность, проведение  и обсуждение открытых уроков для учителей школы и города, участие в семинарах и жюри, обмен опытом работы, организация работы дискуссионного клуба школы и выставок, организация внеклассных мероприятий и экскурсий, работа школьного музея, встреча с ветеранами войны, священнослужителями,  работа с предметными журналами, участие в олимпиадах, конкурсах и МАН.
     Традиционно в течение  года учителя МО проводят открытые уроки, как внутри методического объединения, так и для учителей школы и города. В этом году преподаватели нашего объединения продолжили проводить уроки с использованием современных технических средств. Для молодых учителей были проведены открытые уроки преподавателем Келле Н. П. в  9-Б кл.  «Революция большевиков. Политика военного коммунизма», в рамках поверки преподавания истории и обществознания в 11-Б «Правовое регулирование занятости. Трудоустройство», в 9-А «Гражданские правоотношения. Права и свободы человека и гражданина». Учитель Селезнёва Е. И. показала два бинарных урока совместно с преподавателем Киселёвой В. Н.: «Повесть о Петре и Февронии»  как источник духовно-нравственного воспитания современной молодёжи» и «Рождественские рассказы». Учитель Григоренко А. Л. дал открытый урок для родителей и  для учителей школы:  урок-обобщение по материку Африка (видеозапись урока) в 7-А классе.
     Анализируя состояние преподавания предметов и качество знаний по МО  видно движение вперёд. Уроки становятся более насыщенными, разноплановыми, с использованием различных методов и технологий.  Вместе с этим остаётся низкой подготовка домашних заданий и контроль за детьми со стороны родителей. Учащиеся мало читают и не всегда готовы к самообучению, быстро устают, отвлекаются, не всегда имеют школьные принадлежности.
     Для решения этих проблем на заседаниях МО мы постоянно обговариваем эти вопросы, помогаем друг другу, используем современные возможности «Интернета», методическую литературу и предметные журналы, внедряем краеведческий, проблемный и компетентностный подходы в свою работу, расширяем использование компьютерных технологий и опыта других школ, внедряем в работу свои авторские разработки, участвуем в олимпиадах, конкурсах, конференциях и смотрах знаний. 
     Краеведческое направление в работе МО - основа изучения родного края. Традиционно в начале года для учащихся 5-11 классов проводится выставка “Мои географические открытия”, на которой отображаются интересные объекты, открытые учащимися за летний период. В октябре уже ежегодно проходит неделя краеведения в школе, на которой учащиеся знакомятся с интересными достопримечательностями Крыма, участвуют в фотовыставке и викторинах, путешествуют через видео-экскурсии по солнечному полуострову и совершают экскурсии в различные уголки Крыма, составляют свои презентации по Крыму, соревнуются в знаниях и умениях на краеведческой олимпиаде  в школе (учитель Григоренко А.Л.). Совместно с учителями физического воспитания для 8-х классов был организован большой праздник, посвящённый Дню туризма. Девятые классы смогли доказать свою любовь к родному краю в краеведческой игре “Знаешь ли ты Крым?”, которую помогли провести Седая О. А., Флёрова В. В., Пузина Л. Д. Для 5-х классов проведено ежегодное мероприятие «Мы – крымчане» (Флёрова В. В.).  Важным моментом этих мероприятий является участие целых параллелей школы, что позволяет показать  знания, умения и способности за пределами своего класса.
     Постоянно наше МО в обучении и воспитании молодого поколения использует наглядность. В этом году мы организовали и провели достаточно много тематических выставок, конкурсов, постановок и викторин при непосредственном участии учащихся школы: фотовыставки «Мои географические открытия», «Достопримечательности Крыма», «День рождения РК», ко дню Победы, гражданской защиты населения, «Путешествие по материкам», «Герб моей семьи», «Дети, познакомьтесь  со своими правами!», «Отчизны верные сыны!» и др.,  даны «Уроки памяти» ко дню освобождения Симферополя и Крыма.
     Важной частью работы МО является духовное воспитание подрастающего поколения. Много внимания уделяется православным праздникам в нашей школе, особенными днями становятся день св. Николая и праздник Пасхи.  Продолжал работу дискуссионный клуб школы «Давайте обсудим»: «Мама! Что в имени твоём?!», «Законы коллектива – успех личности», «Конституция РФ – это признание, соблюдение и защита прав и свобод?!» и др. Учащиеся и учителя школы уже традиционно совместно участвуют в конкурсе «Зерно истины» (учитель Селезнёва Е.И.).
     Этот год, как никогда, был насыщен различными мероприятиями и конкурсными программами: «История Великой Победы в истории семьи» (Шакшуев А. 5-В - 1 м., Перепелица Д. 5-Б -   2 м., Ващук Е. 5-Б - 2 м.), «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» на IV Республиканском конкурсе творческих работ (4 работы обучающихся 5-Б класса, три из которых написаны участниками младшей музейной экскурсионной группы),  «С благодарностью, ПОМНИМ!» - городской проект, посвященный  70-летию Великой Победы, представлены материалы  творческой работы учащихся школы (проза, поэзия, эссе) для размещения в городской  электронной газете «В память о войне», «Готенланд-Готенбург-Симферополь»  живая газета  ко Дню освобождения Симферополя, урок - инсценировка  «Мифы Древней Греции» 5-Б кл.  (учитель Кучервей И. В.), «Экскурсионная мозаика Крыма» на IV Республиканском конкурсе творческих работ (3 работы: 11-Б кл., 10-Б кл. и совместно 5-Б кл. и 7-А кл.), защита экскурсионных проектов в 11-х кл.  (учитель Григоренко А. Л.),  для 6-х кл. социальная игра «Ты-особенный», литературно-музыкальное мероприятие «Права ребенка в Российской Федерации», защита проектов «Выдающиеся личности Крыма» для 11-х кл., конференция «История моей семьи в жизни моей страны» для 6-х и 9-х кл., конференция о присоединении Крыма к России для 11-х кл.,  круглый стол с участием ветеранов ВОВ «Героическая история Крыма» (учитель Келле Н. П.).
     Большая работа проводится постоянно в нашем Музее Боевой Славы: «Память о Беслане» - видео-урок  для 7-х и 5-В кл., «Мы низко кланяемся тебе, мамочка!» ко Дню Матери  с приглашением мам и бабушек (5-е), «Славные символы России!»  для 7-х кл., «Нет в России семьи такой, где бы не был памятен свой герой!» - акция по сбору материалов о родственниках, погибших в годы ВОВ (5кл.), «И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас” для 7-х кл. ко Дню памяти воинов-интернационалистов, «Штрихи к портрету женщины!» круглый стол для 5-х кл., «Мы приглашаем  вас в музей!» экскурсия для студентов по инициативе первого руководителя музея школы Ю. Н. Ронгинской (5-Б кл.), «Наша гражданская позиция»  в рамках  Единого  урока  Победы совместно с первым заместителем Председателя ВС РК Бахаревым К. М., «Наш Музей Боевой Славы!»  встречи в музее для 5-х кл. и 1-Б кл.
     Для всей школы были проведены мероприятия: «Свои сердца вы школе отдаёте!»  ко Дню Учителя, «Крым. Россия. Общая судьба»  торжественная линейка, концерт и встреча гостей города.
Наше МО не забывает в своей воспитательной работе о здоровье учащихся. Много внимания в работе мы уделяем экскурсиям. В этом году для учащихся школы были организованы экскурсии: Партенит-Алушта-Перевальное (Партизанская Шапка) для 5-В кл. (Андросюк С. В., Кучервей И. В.), для 6-х кл. поездка в Ливадию, Массандру, Гурзуф (Келле Н. П.),  паломническая поездка в Севастополь на 35-ю батарею и «Симферополь в годы Великой Отечественной войны» (Селезнёва Е.И.), в ботанический сад ТНУ  с 5-Б кл., в театр на зимних каникулах и в Главное Управление ГАИ г. Симферополя (выступление 5-Б класса, съёмка крымскими телеканалами, вручение рисунков работникам ГАИ к 23 февраля), в Мраморную пещеру (Григоренко А. Л.).
     Уже традиционно наше МО проводит серьёзную подготовку к участию в школьных, городских и республиканских олимпиадах по предметам. Призёрами школы на II-III этапах  олимпиад стали 13 чел. школы: по краеведению 5 чел. (Гудкова В. 10-Б - I место по Крыму) и по географии - 4 чел. (учитель Григоренко А. Л.), по истории  Фурковская А. 11-А кл. (учитель Келле Н. П.), по обществознанию Демченко В. 9-В (на II и III этапах) и по ОПКК Скляр А. 10-Б кл. (учитель Селезнёва Е. И.). Хочется отметить, что призёрами города и республики становятся учащиеся по различным дисциплинам, за которые отвечает наше МО.  
     В работе  МАН школы, которым продолжает руководить Фёдорова В. И., наше МО также принимало участие. В рамках работы МАН учащийся 9-Б класса Максимов Г. в городской защите занял I  м., в республике III м. и его  работа была опубликована в Томском университете (учитель Григоренко А. Л.). В муниципальной патриотической историко-краеведческой конференции «Память воинской славы» диплом I степени получила Скляр А. 10-Б кл. (учитель Селезнёва Е. И.). Защиту исследовательской работы на III городской конференции «Дорогой памяти» провела призер конференции Куроедова Н. 6-В кл. (учитель Келле Н. П.).
     Учителя Селезнёва Е. И. и Григоренко А. Л. являются постоянными членами жюри олимпиад, конференций и конкурсов, работали в комиссиях по проверке ЕГЭ в РК.
МО проводит постоянную работу по подготовке к государственной итоговой аттестации. Для оказания помощи учащимся в этом направлении учителями-предметниками всегда проводятся консультации по предметам и подготовке к ГИА и ГВЭ.
     Ежегодно наша школа принимает активное участие в акции ”Сохраним природу Крыма”. Преподаватели нашего МО проводят постоянную целенаправленную работу в этом направлении. В этом году по сбору макулатуры наши классы также были в числе призёров.
     Наше МО постоянно проводит методическую работу по расширению своего педагогического опыта. В школе продолжается преподавание авторского курса по выбору “Географическое краеведение. Крым”. На следующий учебный год готовится новое издание учебных пособий для 5-11 классов: тетради для выполнения практических работ с набором контурных карт, зачётных тетрадей по географии для школ Республики Крым (учитель Григоренко А. Л.).
     Большую работу по переходу школы на новые стандарты образования проводит наш директор Танова В. Н. Успех многих из нас это и её заслуга. Хочется сказать большое спасибо и директору школы, и её заместителям за добросовестную помощь нам предметникам в течение года, за их руководство нашей общеобразовательной школой №18, которую многие знают, а труд её преподавателей уважают.
Для решения сложных задач в новых условиях необходимо усилие не только школы, но и родителей, и учащихся, и  государства. Наше МО планирует в следующем году не отказываться от  традиционных направлений и внедрить в свою работу новые: продолжить изучение теоретических основ нового стандарта для 5-х классов, продолжить мониторинг качества знаний и изменить ситуацию к лучшему, организовать ряд тематических выставок, оформить новые туристические маршруты по Крыму,  организовать неделю краеведения,  работу дискуссионного клуба и музея школы,  провести ряд постановок, постараться выступить достойно на олимпиадах и в отдельных конкурсах. Продолжим внедрение и использование своих методических разработок, расширение краеведческого кругозора, в том числе и через экскурсии.
     Работа МО учителей социально-гуманитарных дисциплин остаётся разноплановой, требующей от учителя серьёзной подготовки, хорошего здоровья и большого времени и терпения. Приходиться признать, что переход в новое образовательное пространство не уменьшило, а увеличило отчётность учителя, требования к его работе остаются высокие, как физические, так и морально-нравственные. Работа учителя не заканчивается звонком с урока, а продолжается и после  уроков, и дома, и на выходных, и в праздники. Хочется пожелать всем нам здоровья, хорошего отдыха летом, новых идей и больших сил для нового учебного года.