Ориентирование на местности. Пр. работа № 3

"Ориентирование на местности. Практическая работа № 3"
Цели урока:

1. Содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о способах ориентирования на местности.
2. Развивать умение работать с учебником, компасом, определять стороны горизонта и азимут.
3. Понимать и осознавать, что умение ориентироваться в пространстве - необходимое условие жизни человека.
 
Оборудование:
1. Учебник по географии для 5 класса «Полярная звезда» / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2014.- 192с.
2. Пособие: тетрадь для практических работ: Супрычёв А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. – М.: Аркти, “Наша школа”, 2015. – 48с., карты. 
3. Магнитная доска, карточки-задания, физическая карта мира, опорный конспект, схема сторон горизонта, таблица, компас, атлас 5  класса.
 
Тип урока: урок изучения нового материала по модульной технологии обучения.
 
                                                                                                                             Ход урока
                                                                                                                        I – я 30 минутка
     1. Цель урока и основные задачи.

     Цель урока - формирование знаний о различных способах ориентирования на местности, формирование умений работать с компасом, определять азимут предметов, решать простейшие географические задачи.
     Задачи урока:
- научить определять стороны горизонта;
- показать различные виды ориентирования на местности;
- определять азимут предметов;
- применять на практике полученные знания и умения.
     2. Мотивация обучения.
     В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо правильно определить своё местоположение относительно сторон горизонта, оказать помощь другим в ориентировании.
     Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами ориентирования, азимутом, выполним практическую работу по данной теме.
     3. Изучение нового материала.
    Ориентирование - (от латинского "восток") - определение на местности своего положения относительно сторон горизонта.
     - какие основные стороны горизонта Вы знаете?
     - какие промежуточные стороны горизонта Вам известны?
     - с помощью каких приспособлений можно определить стороны горизонта?
     4. Работа со схемой основных сторон горизонта.
     На доске схема "Стороны горизонта", зная одну из сторон горизонта, необходимо восстановить остальные стороны горизонта.
     5. Работа с опорным конспектом.
     Способы ориентирования на местности:
     - по плану местности: на планах местности есть особая стрелка-указатель направления север-юг;
     - по географической карте:  параллели на карте указывают направление восток-запад, меридианы - показывают направление север-юг;
     - по механическим часам: часовая стрелка направляется на Солнце, угол между направлением на Солнце и цифрой 1 делят пополам, это и будет направление на юг;
     - по Полярной звезде: учебник стр. 38 рис. 26;
     - по различным местным признакам. В северном полушарии на север указывают: мох и лишайник, снег на крыше весной, меньшее количество сосулек на крыше домов, короткие расстояния между годовыми кольцами на пне дерева, крутой склон муравейника в лесу, меньшее количество веток и листьев на деревьях, тень в 12 часов дня и др.
     - какие Вы можете назвать способы ориентирования по местным признакам?
     5. Подведение итога работы на первой 30-минутке.
                                                                                                               II – я 30 минутка
     1. Работа с понятием "азимут".

     Азимут - угол между направлением на север и направлением на предмет, отмеренный по ходу часовой стрелки.
     На компасе стрелка устроена таким образом, что острый конец указывает на север. Вокруг компаса имеется азимутальное кольцо из градусов от 0 до 360. Основным направлениям сторон горизонта соответствуют градусы: север - 0, восток - 90, юг - 180, запад - 270. Таким образом можно определить азимуты предметов на местности.
     2. Работа с учебником.
   На стр. 30 рис. 19: определите азимуты указанных предметов.
     3. Работа с карточками-заданиями.
     - подпишите основные и промежуточные стороны горизонта;
     - определите остальные основные стороны горизонта, если известно одно из них;
     - найдите соответствие сторон горизонта и их градусной меры.
     4. Работа с ошибками текста.
    
Определите ошибки и объясните их. Группа учащихся отправилась в восточном направлении в лес. По ходу движения были определены азимуты различных предметов по компасу:
- большой камень у дороги - 45 градусов;
- высокая сосна - 120 градусов;
- овраг у реки - 380 градусов.
     Затем группа, поднимаясь в гору, потеряла компас. Знатоки ориентирования предложили определить стороны горизонта по местным признакам. На юг указывают:
     - Солнце при восходе;
     - пологий склон муравейника в лесу;
     - широкие расстояния между деревьями;
     - угол, разделённый пополам между направлением на Солнце и цифрой 1, на механических часах.
     К вечеру все устали и возвращались домой, двигаясь по направлению расположения Полярной звезды.
     ​5. Работа с таблицей. Заполните пустые колонки в таблице.

Стороны горизонта Восток Юг Запад Северо-Восток Юго-Запад
Градусная мера сторон горизонта                         
Основные стороны горизонта          
Промежуточные стороны горизонта          

   
 6. Подведение итога второй 30-минутки урока.
                                                                                                                  III – я 30 минутка
     1. Осмысление.

- что значит ориентироваться на местности?
- определите азимут заката Солнца?
- чему равен азимут Полярной звезды?
- в каком направлении от Вашей школы находится г. Москва?
- может ли быть азимут более 280 градусов, более 360 градусов?
- если идти по азимуту 90 градусов, то возвращаться нужно будет по азимуту: 120 градусов, 180 градусов, 225 градусов, 270 градусов?
- в учебнике стр. 32 рис 22: определите в каком направлении движется каждая лодка.
     2. Практическая работа № 3. "Определение различных способов ориентирования на местности".
    
- инструктаж выполнения работы;
     - используя тетрадь для практических работ, дайте ответы на поставленные вопросы. Для выполнения работы воспользуйтесь опорным конспектом и учебником.
     3. Подведение итога работы за урок в целом.
     4. Д/З:
прочитать параграф № 8, ответить устно на вопросы после параграфа, выучить опорный конспект, используя дополнительные источники знаний, запишите в конспект новые способы ориентирования на местности.