Модульная технология обучения

          Модульная технология обучения

     Перед педагогической наукой и практикой стоят значимые и актуальные задачи в условиях реформирования школы. На современном этапе провозглашён принцип вариативности, дающий возможность коллективам школ выбирать и конструировать педагогический процесс по оптимизации учебно-воспитательной деятельности. Привычная классно-урочная система решает определённую задачу: дать каждому стандартное образование. Но будущее будет за теми, где во главе вариативности личностно-ориентированный подход, где учащиеся могут выйти за рамки стандартного образования и проявить себя.
     Наши школы использовали опыт модульного образования, разработанный директором ОШ № 14 г. Тулы, кандидатом педагогических наук, профессором Е.В. Сковиным. По данной технологии предлагалось объединить школьные модули и попытаться создать в условиях самосовершенствования учебно-воспитательного процесса новый личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании учащихся. Теоретические основы модульного обучения были разработаны и другими педагогами. Можно также отметить работы Третьякова П.И., Сенновского И.Б. “Технология модульного обучения в школе”, Чошанова М.А. “Гибкая технология проблемно-модульного обучения” и др. Как и Е.В. Сковин авторы этой технологии обучения видят, что одной из главных проблем школы является проблема, как результативно научить всех и каждого в отдельности. И это становится возможным, когда учителя-практики объединяют модульную технологию обучения с разноуровневыми подходами и элементами других технологий (листами опорных сигналов, коммуникативно-диалоговой, проектов, проблемного обучения и др.).
     Специалисты подсчитали, что в среднем за 6 часов учёбы в школе старшеклассник тратит столько же энергии, сколько шахтёр в шахте за смену! По данным психологов усвоение учебного материала по времени урока различно. Так в первые 4 минуты материал усваивается на 60%, с 5 по 23 минуту около 80%, с 23 по 34 минуту до 45%, а с 34 по 45 минуту всего 6%. На усвоение учебного материала требуется много внимания. По данным врачей существует так называемый кризис внимания, когда учащиеся не воспринимают информацию в полном объёме. Так первый кризис внимания  наступает на 20 минуте, второй через 15-20 минут, третий через 5-10 минут. Это всё означает, что за 45 минут времени мы трижды теряли внимание наших учащихся по стандартному процессу обучения. А если к этому добавить, что к концу урока, когда идёт закрепление нового материала, учащиеся усваивают только 6% материала, то становится очевидным, почему усилия педагогов оказываются не востребованными полностью.
     Модульная технология решает эти проблемы. Так вместо 5-6 уроков в день учащимся необходимо готовиться к трём предметам, но более углублённо, чем к шести поверхностно. Наши уроки идут парами по 90 минут каждая (3 модуля по 30 минут), поэтому мы почти не теряем внимание учащихся и материал усваивается ими более полно. Так как урок заканчивается раньше на 15 минут, то учащиеся не так устают и за перемену успевают отдохнуть, что положительно сказывается на их работоспособности. В портфелях наших учащихся находится три учебника, а не шесть, что особенно радует родителей и детей, так как вес портфеля в два раза меньше, чем в других школах. Каникулы наступают у нас через 5-6 недель и учащиеся имеют одинаковую нагрузку в течение года, что также способствует сохранению здоровья.
     Модульная технология обладает гибкостью оперативно решать и реагировать на изменяющиеся условия, проводить дифференциацию содержания, оценивать и осуществлять личносто-индивидуальный подход. Технология направляет усилия педагога на сотрудничество с учеником, ученика с классом и формирует умения и навыки самостоятельного принятия решения.
     Основным элементом модульной технологии является учебный модуль – функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию его усвоения. В модуле сочетаются цели, принципы, способы проектирования, конструирования учебного материала, рейтинговая система оценки и контроль достижений. Учебный модуль – 30 минут – универсальная строительная единица для конструирования материала учителем, время непрерывной умственно-практической деятельности учащихся. В модуле мы решаем задачу не чему и как учить, а создаём условия, как учить результативно (более 20  лет  моей педагогической деятельности наша школа подготовила более 90 призёров в городских и республиканских олимпиадах по географии).
     Модульная технология состоит из двух основных подмодулей: временного и дидактического. Временной подмодуль – три урока (модуля) по 30 минут или одна пара. Между модулями перемены по 5 мин., 10 мин., 20 мин. Учитель планирует свою работу так, чтобы каждый модуль имел свою цель и задачи, логическое завершение, был занимательным, эмоциональным, отличался от предыдущего модуля, но при обязательном логическом соединении каждого модуля с предыдущим. Исходя из этого, нельзя ставить знак равно между 3 по 30 мин. и 2 по 45 мин. как в обычной школе.
     Дидактический подмодуль предусматривает разработку преподавателем технологической карты – паспорта темы, в котором каждая тема разбита на 30 минутные модули. В карте предусматриваются: организационные формы работы учителя, где  указывается,  на какой части темы они используются (это позволяет разнообразить урок, увидеть наполняемость урока приёмами, возможность быстро подготовить дидактический материал к уроку). В техкарте указывается стандарт начальный, то есть от чего учитель должен отталкиваться в изучении темы, и стандарт конечный, в котором предусмотрено, что должны усвоить и чему научиться учащиеся. В зависимости от количества часов на тему каждая техкарта имеет своё количество подмодулей. Так, если на изучение темы по программе предусмотрено 10 часов, то мы за счёт интенсификации учебного процесса (о котором говорилось выше) можем, не перегружая детей, пройти её за 15 уроков (модулей), а не за 10 уроков по обычной системе (перевод обычных часов в модульные: 10ч х 45мин. : 30 мин. = 15 модулей по 30 минут или пять пар). В итоге мы имеем и больше уроков и продуктивность от них намного выше. Зная, что у нас в географии почти не предусмотрено время на повторение по темам, мы по модульной технологии имеем и это время, так как проводим больше встреч с детьми (не 10, а 15).
     Тематическое планирование проводится таким образом, чтобы была выстроена структура модуля:
     1. Установка (вводный блок), где учитель выделяет 1/6 часть времени (резерв) с каждой темы для записи паспорта темы, смотра знаний, контрольных срезов, аттестацию и т.д. В установке даются темы уроков, домашнее задание, дополнительный материал, сообщения, форма проведения аттестации и т.д. Имея паспорт темы, учащиеся могут правильно спланировать свою учебную деятельность: сходить в библиотеку, составить сообщение, выполнить заранее задание, обратиться к учителю и т.д.
     2. Теоретический блок (ядро модуля), который включает саму тему, разбитую на взаимосвязанные модули по 30 минут. Здесь изучается тема, набираются текущие оценки, проходит подготовка класса к аттестации.
     3. Тематическая аттестация (блок выхода из темы), которая проводится на уроке из резервного времени. Обычно на неё выделяется пара или часть пары. Здесь учитель, исходя из текущих оценок, формирует группы учащихся разного уровня усвоения, которым и предлагает соответствующие задания. Учащиеся, справившиеся с заданием своего уровня, могут перейти на более высокий уровень.                Учащиеся более высокого уровня могут принимать частично аттестацию у ребят более низкого уровня под контролем учителя. В конце аттестации каждому выставляется оценка. Учитель по данным текущих баллов и аттестации выставляет общий балл (оценку за тему). Для пересдачи оценки за тему предусмотрено время до или после уроков (этим руководит завуч-диспечер). Время для пересдачи тем также берётся из 1/6 части резерва.
     В каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Как видно, работая по данной технологии, учитель тратит на подготовку больше времени, предусматривает все нюансы, уделяет больше времени каждому учащемуся, ведёт больше документации. Но в итоге работы мы имеем гарантированно подготовленного учащегося по его уровню усвоения, мы ушли от оценки как самоцели её получения и пришли к получению знаний (аттестация по всей теме), к нам в школу идут, а те, что ушли, возвращаются, сравнивая модульную технологию с другими. На родительских собраниях мы проводим уроки для родителей, показывая нашу работу с детьми. Анкетирование родителей показывает, что данная технология более привлекательная, чем традиционная. Мнение преподавателей школ совпадает с мнением большинства родителей и детей, что модульная технология обучения позволяет более полно раскрыть возможности, как учителя, так и учащихся, не ущемляет права, позволяет получать тот уровень знаний, на который работает каждый.