Методика школьного краеведения
          МЕТОДИКА  ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
                                                                   
     СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение.
I Теоретическая часть.
1.1. История отечественного школьного географического краеведения.
1.2. Характеристика географического краеведения.
1.3. Методика географического краеведения в школах.
   1.3.1. Использование краеведческих материалов на уроках географии.
   1.3.2. Туристическо-краеведческая работа в школе.
II Практическая часть
2.1. Система краеведческой работы в сош№8 г. Симферополя.
2.2. Курс « Региональное страноведение. Крым»     в 8-9 классах.
2.3. Курс « Географическое краеведение. Крым» в 10 классах. Практикум. 
2.4. Воспитательная работа по краеведению. Школьный турслет.
Заключение
Литература

     Введение  
     
«С любви к родному краю, матери-Земли начинается человек» Михаил Стельмах.
     Наша страна проходит сложный путь государственного и гражданского становления.
     Новые подходы в развитии общества обусловили и обострили задание среднего образования. Поэтому в настоящее время активно идет обсуждение содержания школьного образования вообще и географического в частности. Ученые, методисты, учителя высказывают различные соображения, в том числе и стремление, уделить значительно больше внимания, чем теперь, изучению географии своего региона, построить познания географических закономерностей на краеведческой основе. Такой подход в изучение географии стал насущной необходимостью, поскольку диктуется объективными обстоятельствами.
     Во-первых, обострением противоречий между природой и обществом, возникновением множества экологических проблем.
     Во-вторых, особое внимание к изучению своего края непосредственно связано с теми изменениями, которые происходят в нашей стране, когда необходимость учета местных природно-экологических условий становится важнейшей основой решения социальных, экономических, экологических и других вопросов.
     В-третьих, необходимо повысить практическую значимость школьной географии, по-настоящему раскрыть в этом плане ее потенциал, а следовательно, и поднять авторитет нашей науки, которая действительно может дать немало необходимых в жизни каждого человека знаний, умений и навыков.
     Главная цель этой работы – более подробное знакомство с историей школьного географического краеведения, с методикой преподавания, с примерами  использования краеведческих материалов на уроках географии и с воспитательной направленностью школьного краеведения.
     Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить историю краеведения от истоков до сегодняшнего дня.
  2. Дать характеристику географического краеведения.
  3. Подобрать примеры использования краеведческих материалов по всем курсам географии (с 6 по 9 класс)
  4. Определить формы и методы туристско-краеведческой работы в школе.
  5. Обобщить опыт краеведческой работы в своей школе.

     Работа состоит из двух разделов. В первом разделе подобран теоретический материал на основании многочисленных литературных источников. Во втором разделе (практическая часть) обобщен опыт краеведческой работы в СОШ №8 г. Симферополя.
     Реформа школьного образования предусматривает не только получение новых знаний, но и воспитание молодого поколения в духе патриотизма и любви к своему краю. Поэтому тему данной работы считаю актуальной, т.к. она позволит обратить внимание на развитие краеведения в школах Симферополя и Крыма.
 

          I. Теоретическая часть
         1.1. История отечественного школьного географического краеведения.
     Зародилось краеведение очень давно. В XVII в. чешский педагог Ян Амос Коменский в книге «Великая дидактика» высветил краеведческие идеи, по которым были созданы учебники, в том числе и по географии. Преподавание географии как учебного предмета в России началось в первой половине XVIII в., хотя географический материал имел справочный характер. Во второй половине XVII в. в Российской империи делается первая попытка краеведческих исследований.
Зарождение географического краеведения в стране связано с потребностями хозяйственного освоения огромных просторов Российской империи. В то время в современном понимании географического краеведения как науки не существовало.
     В XVIII в. появились качественные изменения в методах краеведческих исследований. Кроме чисто описательных, которые были характерны для того времени, появились анкетный, статистический, экспедиционный, картографический и другие методы исследований.
Краеведческо-географические описания имели комплексный характер и представляли собой синтез картографических, физико-географических, экономико-географических и демографических характеристик определенной территории.
     Начало развития краеведения было связано с деятельностью российских ученых
И. К. Кирилова, В. М. Татищева, М. В. Ломоносова. В 1720 г. появилось первое описание Российской империи, которое включало и территорию Украины. Оно было сделано под руководством И. К. Кирилова. Первое статистическое и экономико-географическое описание было создано на широком использовании местного краеведческого материала.
В 1737 г. В. М. Татищев составил программу из 198 вопросов краеведческого характера по географии, краеведению, экономике, этнографии. Программа  В. М. Татищева была первой попыткой краеведческого комплексного физико- и экономико-географического, исторического и этнографического исследования Российской империи.
     С именем М. В. Ломоносова (1711-1765 г.) связывают начало целенаправленного краеведческо-географического изучения Украины. В 1761 г. ученый впервые проводит краеведческие исследования с помощью местного населения. М. В. Ломоносов составил анкету для населения, в ней были вопросы географического, статистического, экономического и исторического характера. Анкета охватила настолько большое число вопросов, что фактически превратилась в комплексную краеведческую экономико-географическую программу изучения страны.
М. В. Ломоносов не дождался реализации многих своих идей, хотя его краеведческая деятельность как географа подготовила основу для проведения Академией наук комплексных исследований, которые вошли в историю под названием эпохи «Академических экспедиций 1768-1774 г.». Эти экспедиции позволили в комплексе изучить природные богатства, население, хозяйство, быт многих регионов Российской империи, в том числе Украину.
     Заметный вклад в зарождение географического краеведения  внесли известные ученые и исследователи:

  1. Х. Эйлер (Кременчуг, Кировоград, Запорожская Сечь, Киев, Глухов и др.)
  2. И. И. Георги (1766-1769 г. – Левобережная Украина)
  3. И. А. Гюльденштедт (1774 г. – Слободжанщина, Киев, Глухов, Полтава, Лубин и т.д.)
  4. П. С. Паллас (1793-1794 г. – Крым)
  5. В. Ф. Зуев (1781-1782 г. – Днепр, Крым)

     Интерес к изучению страны в первой половине XIX в. наблюдался не только со стороны отдельных ученых, а также в правительственных учреждениях. В 1810 г. при Департаменте полиции Министерства внутренних дел Российской империи было создано Статистическое отделение. Это было начало нового направления в краеведении. В этом отделении работал К. И. Арсеньев, который является основоположником районной (краеведческой) экономической географии в дореволюционной России. К. И. Арсеньев впервые выделил 10 просторов. Территория Украины была разделена на Карпатский и Степной просторы. Большое внимание ученый уделял краеведческому описанию городов, губерний, сельской местности.
Новый период в развитии краеведения настал после 1917 г. Особое значение приобретает школьное географическое краеведение. В 1918 г. школа была провозглашена трудовой. Проблема освоения географических знаний новая трудовая школа связывала с конкретным реальным трудом, с участием в местном производстве. Такое преподавание географии способствовало интересу к изучению родного края и готовило учеников к краеведческой исследовательской деятельности.
     География в семилетней школе изучалась с 3 класса. В пояснительной записке к программе было записано, что «третий год изучения носит преимущественно краеведческий характер. Здесь изучается в доступной для данного возраста форме свое село, город, взаимодействие города, села и нашего края». В 5 классе изучается местное сельское хозяйство, в 6 – связи города и села, а в 7 классе – население и его хозяйственная и культурная деятельности. Краеведческое направление определялось в программе схематично. Целью было дать учителю возможность на месте в каждой школе, исходя их местных условий, составить свой конкретный план краеведческой работы.
     После 1920 г. школьному образованию уделялось большое внимание, в том числе географии и краеведению. Считалось, что «нужно хорошо знать свой край, т.к. родная Земля все равно, что большая семья».
     Период с 1920 по 1930 гг. исследователи считают годами быстрого развития краеведения. В это время появились различные издания по методике организации изучения краеведения отдельных областей и всей страны. Открывались краеведческие музеи, возникали краеведческие организации.
     С 1921 г. при Всеукраинской Академии наук (президент В. Вернадский) существовала Комиссия краеведения, которая способствовала организации краеведческой работы в школах и в Академии: собирался краеведческий материал, планировались печатные издания о краеведческих исследованиях.
     В 1922 г. в некоторых вузах были образованы кафедры краеведения для лучшей подготовки учителей, были определены специальные курсы «Краеведение», «Методика краеведения» и другие.
     В 1925 г. возникает Центральное бюро краеведения, которое проводит. Первую Всеукраинскую конференцию краеведческих организаций. К 1930 г. краеведческие организации стали массовыми, а формы работы разнообразными: краеведческие музеи, научные товарищества, туристические станции. В это время появились украинские учебники и пособия для учителей. Первым был учебник С. Руссовой «Начальная география»; «Про краеведение и его значение» В. Гериновича; «Начальная география и элементы краеведения» П. Постоева и Ф. Федюченка и многие другие.
Проблему развития географического краеведения в первой половине XX в. освещали в периодической прессе – журналы и сборники «Світло» (1910-1925 гг.), «Просвещение Донбасса» (1923 г.), «Как изучать свой край» (1925 г.), «Краеведение» (1926 г.), «Освіта» (1927 г.), «Краєзнавство» (1927-1930 гг.), «География в школе» (1935 г.), «Краєзнавство в школі» (1948 г.) и др.
    Последнее время внимание к краеведению усиливается с каждым годом. Определены направления развития краеведения: во-первых, необходимо включить в программы обучения изучение родного края; во-вторых, активизировать работу по созданию научных работ, научных центров краеведения.
Настоящее развитие краеведения как школьного курса в школах Крыма началось с 1991 г., когда ученым-педагогом В. Корнеевым впервые была создана программа курса «Родного края» для 5 класса. С 1993 года курс стал называться «География родного края». В 2005 году Министерство образования отменило преподавание этого курса.
Сегодня никто не сомневается в большом научном и воспитательном значении краеведения для школы. В истории краеведение переживало периоды подъема и временного спада, характерного для последних лет, то можно надеяться, что в современный период краеведение может занять свое постоянное место как образовательный и воспитательный фактор в школе.
 
          1.2. Характеристика географического краеведения.
     В психолого-педагогической и методической литературе краеведение рассматривается как специфическая направленность личности на предметы и явления внешней среды, т.е. своей местности. С другой стороны – это совокупность научных дисциплин по комплексному изучению своего края, составная часть исторической, географической, биологической, этнографической, археологической и других наук. Географическое краеведение – это «изучение взаимосвязанных природных и социальных явлений родного края с научной образовательной, воспитательной и практической целью» [1]
     Основные задачи краеведения:

  1. изучение географии родного края;
  2. изучение природных богатств;
  3. анализ собранных материалов;
  4. описание, фотографирование, рисунки;
  5. охрана природных богатств;
  6. пропаганда патриотизма и знаний о своем крае.

     В специальной литературе о географическом краеведении [2, с.5] говорится о том, что под понятием «край» следует понимать территорию, доступную для изучения, т.е. свою местность (село, город, его окраины, свой район, область). Изучение своего края – это формирование и развитие интереса к познанию природы местности, людей, которые живут здесь, их хозяйственная деятельность. Это чрезвычайно важное направление в воспитании патриотизма и любви к родной Земле, в частности и Украины в целом.
     Проблемы краеведения имеют комплексный, междисциплинарный характер, в решении которых роль принадлежит географии, истории, археологии, этнографии, языкознанию, литературоведению, искусствознанию, геологии, биологии и другим наукам. Их методы исследования и должно использовать краеведение.[3]
     Во все времена стержнем краеведения была география. Ее изучение происходит относительно теории систем, относительно  к тому, как развивается наука:
1. Локальные системы (родной край).
2. Региональные системы (большие территории).
3. Глобальная система (географическая оболочка).
    Каждая система имеет план изучения, который отражает ее функционирование, динамику и развитие:
         1. Возникновение.
         2. Современное состояние.
         3. Прогноз развития.
     Локальные системы и региональные системы в научной географии совпадает с научным краеведением. Научной основой географического краеведения есть современная система природно-географических и социально-экономическо-географических наук. Научность краеведения доказано тем, что оно относится к природным, общественным наукам, и в период краеведческих исследований использует методы географической картографии.
Таким образом, проблемы краеведения имеют комплексный, междисциплинарный характер, в их решении большая роль принадлежит многим наукам. Поэтому, географическое краеведение – это научное краеведение, т.к. существует научный подход в изучении явлений природы и общества. Природные явления рассматриваются не изолированно друг от друга, а в их взаимной связи и в развитии.
     География, как краеведение, объединяет все компоненты краеведческого изучения территории – рельеф, климат, воды, население, обычаи, быт и др. Комплексное географическое описание выбранной территории является краеведческим описанием. Суть науки географии имеет отношение к краеведению, т.к. своим заданием прокладывает путь к полному и всеобщему познанию родного края. Имея колоссальный интеграционный потенциал, географическое краеведение сегодня претворяется на научно-образовательное и конструктивно-прикладное направление в организации общества. Развитие краеведения направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование развитой национально-исторической самобытности;
  2. оценка ресурсного потенциала регионально-локальных природно-хозяйственных систем и уровня сбалансированности как важнейших условий развития территории;
  3. исследование стабильности локальных систем на основе оценки уровней качества жизни населения;
  4. анализ территориальных отличий в обеспеченности социально-гарантированных стандартов качества и уровня жизни населения

     Географическое краеведение является национальным краеведением, которое строится на основе трех структурных элементов. Эти структурные элементы интегрированы в национальное краеведение: по сути – национальное, по форме – отраслевое. Первая составная часть – географическое краеведение, вторая – историческое, а третья – социальное краеведение.
Суть школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися с учебно-воспитательной целью территории своего края по разным источникам, желательно на основе предыдущих наблюдений. [10]
     Школьное краеведение делится на: географическое, искусствоведение, историческое  и литературное.
Методы исследований: литературный,  анкетный, визуальный,статистический, картографический, индивидуальных бесед,полевых наблюдений                        
     Объект исследования географического краеведения – территория, исторического – временная динамика общества (деятельность человека в пределах социально-экономических формаций); социального – человек и его деятельность.
     Начальным элементом краеведения выступает территория, следовательно, географическое краеведение выступает стержнем национального краеведения.
     Во все времена направлениями географического краеведения были:

  1. Изучение своей местности, района, области: география и история территории, этнография и народознавство, архитектура и литература, биология.
  2. Краеведческое движение по вопросам популяризации географических знаний о родном крае.
  3. Народное движение, основным заданием которого является практические действия по сохранению природы и приумножения природных богатств родного края.

     Таким образом, географическое краеведение является частью национального краеведения, т.к. отражает политику государства, направленную на регионализацию обучения, позволяющую полно раскрыть учебный материал путем его наполнения примерами и фактами из географического краеведения.
 
          1.3. Методика географического краеведения в школах.
     Успешная организация географического краеведения и его эффективность в учебно-воспитательной работе зависит от нескольких факторов:

  1. теоретической и методической подготовки учителя географии;
  2. практической подготовки к проведениям краеведческой работы и использование краеведческих материалов в процессе изучения географии.

     Готовясь к краеведческой работе в школе, учитель знакомится с географической литературой. Анализ краеведческих источников по географии считается главным условием в научно-методической работе по школьному краеведению. Он способствует более глубокому изучению природных условий своего окружения, местных отраслей сельского хозяйства и промышленного производства и выявлению их географической специфики; а также созданию  по материалам экскурсий и походов экспонатов. Сюда же входит организация систематических метеорологических, фенологических наблюдений, краеведческих кружков, географо-краеведческих вечеров, недель краеведения. 
     Суть краеведения – изучение своей местности, района, области. Объект краеведения – территория. Территория изучается с помощью географического метода познания. Это выяснение взаимосвязей и взаимоотношений между предметами и явлениями, которые выступают основными чертами территории, выяснение черт или признаков, которые отличают одну территорию от другой.
     Школьное краеведение – это изучение учениками на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края – школьного микрорайона, села, места, области.
     Учитель географии в школе считается центральной фигурой в организации краеведческой работы. В то же время, учитель географии должен привлекать в своей работе учителей других предметов, особенно учителей начальных классов. Именно они знакомят учеников 1-4классов с элементами географии и краеведения, а занятия о природе проводят на краеведческой основе.
 
1.3.1. Использование краеведческих материалов на уроках географии.
     Главная задача географии сформировать теоретические знания о нашей планете и научить применять эти знания на практике. Единство теоретической и практической подготовки было и остается главным заданием школьной географии. Действенной формой связи школьной географии с жизнью является краеведческий принцип обучения. Это дает возможность учить географию по старому дидактическому принципу «от известного до неизвестного», «от близкого к далекому».
     Обогащение учеников краеведческими знаниями и познавательным опытом дает им возможность решать такие проблемы:

  1. Сравнение новых фактов со своим жизненным опытом;
  2. Выявление общих черт и отличий;
  3. Умение по теоретическим представлениям видеть предметы окружающей действительности;
  4. Применять полученные знания.

     Географические понятия, которые изучаются учащимися на примере своего края, являются наиболее убедительными, легко запоминаются. Связь с ближайшим окружающим дает практическое направление обучению: у детей появляются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и научно-хозяйственным проблемам. Ведомости о своей местности – это та «учебная лаборатория», которая необходима географу, как физику и химику – школьная лаборатория по их предметам.
     Исходя из опыта работы, считаю, что для учителя географии ценным есть не только подготовка краеведческого материала, но и составление тематического плана краеведческого подхода в процессе обучения, так как надо очень четко представлять, в каких темах использовать местный материал.
     География Земли (5-6 класс).
     Основным заданием курса является формирование общих географических понятий – основы для будущих курсов физической, экономической и социальной географии. Вместе с этим учитель формирует краеведческие понятия, которые формируются легче, если знаешь основные географические понятия. Например, ориентирование на местности, формы ее поверхности, водные объекты и другое.
     При изучении раздела «Источники географической информации» учитель может в теме Как люди открывали землю» рассказать о родной местности, какой она была в прошлом и о первых географических исследованиях своего края, города.
     Тему « План и карта » тоже можно изучать с использованием краеведческого материала. Можно рассказать о плане местности своего села, города и показать его практическое значение. При изучении ориентирования надо обязательно использовать свою местность. Научить определять направления от школы до дома, магазина, остановки.
     Изучая масштаб, ученик должен, идя, домой, подсчитать, сколько метров от школы до дома; как можно использовать эти знания для создания плана школьного двора и так далее.
В теме «Градусная сетка Земли» ученикам надо рассказать о географических координатах своего села, города, района и познакомить их с высотой населенного пункта над уровнем моря.
Большие возможности в использовании краеведческого материала представляет третий раздел «Географическая оболочка и ее составляющие».
Когда учитель рассказывает о поверхностях суши – равнинах, горах, оврагах – ученик должен представить их на местности. Ученики должны иметь возможность подержать в руках горные породы своего края.
     Во время обучения темы «Реки», учитель обязательно должен рассказать о своей реке (Салгир), ее истоках, устье, берегах; а еще лучше организовать экскурсию к реке Салгир и Симферопольскому водохранилищу.
     Все темы из раздела «Атмосфера» можно построить на местном материале. Объясняя новый материал, учитель может привести примеры не из учебника, а своих метеорологических наблюдений.
В теме «Географическая оболочка» во время изучения вопросов взаимодействия компонентов природного комплекса и охраны природы учитель обязан использовать краеведческий материал. Сначала рассказать о природной зоне, в которой расположена школа, а затем на небольшом местном примере (склон горы, пруд, долина реки) объяснить взаимосвязи природы.
В разделе «Население Земли» учитель сообщает учащимся о численности населения в своем селе, городе, о национальном и профессиональном составе, о боевых и трудовых подвигах земляков.
      География материков и океанов (7 класс)
     Этот курс в сравнении с общей географией имеет ограниченные возможности в использовании краеведческого материала. И все же можно найти краеведческий подход. Природа материков раскрывает на примере изучения рельефа, климата, рек, растительного и животного мира своей местности. Особенности природы, которая изучается, сравнивается с особенностями природы своего края, который хорошо знаком ученикам.
     Основным подходом в использовании краеведческого принципа является сравнение. Его лучше использовать в изучении природных условий любого материка. Например, возьмем Африку. Изучая климат, определяем и сравниваем наименьшую и наибольшую высоту Солнца над горизонтом в своей местности и в Африке, летние температуры в Африке и в своей местности и так далее.
Подобный пример на сравнение можно привести, изучая Антарктиду. Учитель просит детей сравнить погоду летом в Антарктиде с погодой зимой в своей местности и наглядно доказать, насколько суровый антарктический климат. Сравнение помогает лучше выяснить, а иногда и почувствовать особенности природы далекого материка.
     Использую краеведческий материал на уроках географии в 7 классах, изучение каждого раздела этого курса учитель начинает с восстановления в памяти наиболее известного, наиболее конкретного для учеников теоретического материала и потом использование его для сравнения с материалом краеведческого характера.
     География  России (8 класс)
     Этот курс наиболее богатый на краеведческий материал. Главная задача этого курса дать знания о закономерностях природы России, об условиях развития и взаимосвязях географических компонентов отдельных ее регионов и о ее природных ресурсах.
Особое значение использования краеведческого материала во время изучения этого курса состоит в том, чтобы обеспечить развитие у учеников представлений о своем крае как составной части своей страны. Например, во время изучения темы «Введение» можно на примере краеведения объяснить историко-научный метод в изучении географии, подобно рассказать о таких источниках информации, как туристические походы, экскурсии, краеведческий музей и так далее. Учитель имеет возможность доказать целесообразность использования краеведческий материалов на уроках.
При изучении остальных тем учитель обязательно будет использовать краеведческий материал. В теме «Рельеф» говорить о формах рельефа своего края, в теме «Реки» обязательно назовет свои реки и озера; опишет их, покажет на местности. Возможности осуществления краеведческого принципа очень большие и доступны любому учителю.
Надо учитывать, что краеведческая работа по географии – это не самоцель, и не надо на каждом уроке использовать краеведческий материал. Все должно быть в меру и к месту.
          
          1.3.2. Туристическо-краеведческая работа в школе.
     Развитию краеведения способствовала внеклассная работа в школе, которая позволяет после уроков продолжить краеведческое воспитание. Оно обогащает учащихся жизненным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края и способствует развитию личности.
     Наиболее совершенной формой отображения в школьном образовании собственных достижений науки и техники есть организация факультативных занятий, которые способствуют углубленному изучению предмета.
     По формам организации факультативные занятия делятся на классные и внеурочные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами, обработка материала; к внеурочным – экскурсии, практические работы на местности.
     Модель системы краеведческой работы.
Формы работы:
1. Краеведческие выставки.
2. Географическая площадка.
3. Школьные краеведческие музеи, выставки.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Походы и поездки (тематические и  обзорные).
6. Краеведческие вечера.
7. Экскурсии.
8. Экспедиции.
     Большой интерес вызывают занятия, которые проводят специалисты: гидротехники, геологи, экономисты, которые работают в местных организациях. Такие беседы имеют и профориентационное значение. Каждое занятие факультатива должно состоять из двух частей: теоретической и практической части.
     Практические занятия вызывают большой интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся. Эффективною формою практических занятий является экскурсия.
     Виды экскурсий:
-  
учебные (  в природу: комплексная, живая, не живая);
- краеведческие (в сферу хозяйственной деятельности населения : промышленные, сельское хозяйство, транспорт);
- общенаучные ( в  сферу культурной деятельности населения: учебные заведения, обьекты культуры) ( классификация составлена по литературному источнику 9).
     Самой интересной формой краеведческой работы является туризм. Туризм в полной мере способствует познавательному, исследовательскому краеведению. Во время походов ребята непосредственно видят связь растительного и животного мира, фотографируют, рисуют, а также демонстрируют туристические умения, знания правил поведения в природе.
     В основе школьной туристско-краеведческой работы лежат следующие принципы:
1. Идейно-моральная направленность. Деятельность краеведов подчинена заданиям становления духовности национального сознания, формирования высокой гражданственности.
2. Научность. Методика краеведческих исследований должна основываться на глубоком изучении научной литературы, широких связях и консультациях со специалистами.
3. Комплексность и системность. Краеведческое обучение должно осуществляться одновременно по всем направлениям в течение всего года.
4. Планирование работы. Необходимо иметь продуманную программу исследований на определенный промежуток времени т постепенно ее выполнять.
5. Связь туристско-краеведческой работы с учебно-воспитательными целями школы.
6. Компетентность учителя. Хорошие знания своего края.
7. Популяризация краеведческой работы. Результаты всех исследований должны быть оформлены и показаны широкой общественности.
     Внеклассная работа в школе по краеведению включает проведение вечеров, недель, выступление агитбригад, оформление выставок и т.д. Эта работа является одним из действенных способов реализации целей государственной политики развития образования, которая заключается в творческой самореализации каждого гражданина России, развития личности, воспитание поколений людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры.
 
          ІІ практическая часть.
          2.1. Система краеведческой работы в СОШ №8.
     Из всего курса географии ученик лучше всего должен знать свой край, где он родился, живет, будет работать. Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе, так как является ‹‹ маленьким миром планеты, или, образно говоря, микроскопом Земли››. Крым – край, где есть все: горы, глубокие ущелья, живописные водопады, степные просторы, горные луга, быстрые и шумные реки, вечнозеленая роскошь субтропиков, ласковые воды теплых морей. И чтобы сохранить этот уникальный мир нужно досконально изучить природу, население и хозяйство нашего полуострова. Для выполнения этих задач в СОШ№8 г Симферополя был предложен следующий план работы. В 8-х и 9-х классах ввести курс  «Региональное страноведение :Крым». В 10-х классах читать курсы географическое и литературное краеведение.
     Ежегодно во всех классах с 1 по 11 проводятся экскурсии по Крыму, Симферополю, микрорайону. Для 8-х и 9-х классов регулярно осенью проходит туристический слет ‹‹Юный турист››
Для 10-х классов была написана программа спецкурса ‹‹Географическое краеведение.Крым›› (учрежденное коллегией МО АРК от 29.10.2003 года №5/5) и учебное пособие по этому спецкурсу (одобренное Научно-методическим советом КРИППО протокол № 8 от 16.11.2005 года) учителями СОШ №8 Григоренко А.Л и Григоренко Н.В. Курсы в 8-9 классах и  в 10 классе проводится с использованием видеофильмов по Крыму, лекций специалистов Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского, экскурсий по Симферополю: на Симферопольское водохранилище, ботанический сад КФУ имени В.И. Вернадского, музей редкой книги, краеведческий музей, Неаполь скифский, Петровские скалы, долина реки Салгир и другие объекты.
 
          2.2 Курс  ‹‹Региональное страноведение :Крым› 8 – 9 класс (автор Супрычев А.В.) 
     Объектом изучения географического краеведения  является природно-социально-экономический комплекс родного края (природа, население, государство) в границах данной административной единицы – населенного пункта и его окрестностей.
     На краеведческий подход ориентирована программа курса «География Росии»
(8-9 кл.).  Большой объем  информации, который необходимо усвоить учащимся, которые изучают территорию России, не дает возможность сформировать у них представление о родном крае как целостном географическом комплексе локального уровня. Не полостью формируются умение и навыки самостоятельных методов исследования природы, населения, хозяйства и связей между ними. Поэтому необходимо изучать свой край параллельно с изучением курса «География России».
     Изучение курса необходимо проводить в форме уроков-лекций, практических занятий (желательно на природе), учебных экскурсий, семинарских занятий.
     Отдельные ученики могут проводить научные краеведческие исследования по индивидуальной программе с дальнейшим участием в работе МАН.
     Изучение этого курса дает возможность отлично готовить учащихся к городским и республиканским олимпиадам по краеведению.
 
          2.3. Курс ‹‹Географическое краеведение. Крым» в 10-11х классах (авторы Григоренко А. Л., Григоренко Н. В.)
     Курс «Географическое краеведение. Крым» является логическим продолжением курсов: «Физическая география Крыма» (8 класс) и «Социально-экономическая география Крыма»(9 класс), поэтому основывается на базе знаний, полученных учащимися в 8-9 классах.
     Главная цель спецкурса – более подробное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями природы Крыма, современными чертами населения и экономики, расширение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях, выделение экологических проблем и путей их решения, определение геополитического положения Крыма и векторов его развития в XXI веке, решение практических задач.
     Элективный курс состоит из введения, двух разделов, четырех практических работ и практикума. Предлагаемые темы для изучения позволяют сформировать и расширить знания учащихся о месте географического краеведения в системе общегеографических наук и истории его развития, топонимике и выдающихся исследователях нашего полуострова, особенностях природы, населения и хозяйства Крыма, будущих перспектив его развития.
     Изучение природно-заповедных территорий и рекреационно-туристических объектов Крыма дает возможность сформировать основу знаний для дальнейшего углубленного познания географии родного края, в выборе профессии с географическим уклоном.
     В курсе предусмотрен ряд практических работ, которые закрепляют полученные знания и формируют умения самостоятельно получать знания, применять их на практике, давать оценку использования природно-заповедных территорий и местных предприятий, а так же определять их влияние на окружающую среду.
     Особенностью данного курса является впервые предлагаемый в школе практикум (в период летней учебно-производственной практики), который предусматривает разработку и оформление новых экскурсионно-туристических маршрутов по Крыму (по своему городу, по долине реки, по горному Крыму, по ЮБК и т.д.), что тем более имеет практическое значение в познании и изучении Крыма.            Итогом практикума должна стать конференция по защите творческих проектов.
     Предложенные темы по желанию могут быть расширены. Предлагаемое деление часов по темам дано ориентировочно и может быть изменено исходя из возможностей преподавания. Учитель может давать темы для практикума на примере местного краеведческого материала. Курс можно преподавать как в 10 классе (два часа в неделю), так и в 10-11 классах по одному часу в неделю.
Реформа школьного образования предусматривает не только получение новых знаний, но и воспитание молодого поколения в духе патриотизма и любви к своему краю. Поэтому разработка данного курса является актуальной и позволяет учащимся лучше подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения Крыма, где профильной дисциплиной является география, а так же расширяет их кругозор об уникальном уголке Земли, формирует патриотические чувства к своему краю.

         Практикум  (учебно-производственная практика)
     Главной особенностью данного курса является его практическое применение. Каждый ученик, прослушав теоретическую часть курса, может на практике применить свои знания. Очень часто учащиеся много знают об известных туристических объектах: дворцах, парках, горных вершинах и т.д., но почти ничего не могут рассказать о том микрорайоне, где они расположены. Ещё меньше учащиеся знают о своём микрорайоне, месте, где расположена школа и их родной дом. Поэтому важной задачей практикума стала разработка экскурсионно-туристического маршрута по своему микрорайону.
     Учебно-производственную практику можно разделить на несколько этапов. На первом этапе вся группа выбирает экскурсионно-туристический маршрут. Продумываются остановки (объекты экскурсий), продолжительность, создаётся схема маршрута. Затем вся группа идёт по составленному маршруту и знакомится на местности с достопримечательностями. Ребята обсуждают все объекты, продумывают сам маршрут движения, уточняют свою схему. Итогом данного этапа является уточнённый и утверждённый экскурсионно-туристический маршрут. Например, схема маршрута учащихся 10 класса «СОШ № 8» для своего микрорайона выглядит следующим образом:
     Маршрут движения:

1. СОШ №8 – история образования школы. 7. Дом П.С. Палласа в парке «Салгирка».
2. Ул. Беспалова и прилегающие к ней улицы. 8. Бывшая усадьба Х.Х. Стевена.
3. ТНУ им. В.И. Вернадского (сейчас КФУ). 9. Дом графа М.С. Воронцова.
4. Парк «Салгирка»(ботанический сад КФУ). 10. Петровские скалы.
5. Река Салгир. 11. Неаполь-Скифский.
6. Могила учёного-лесовода Г.М. Морозова. 12. Проспект им. В.И. Вернадского (ул. Ялтинская).

     После утверждения маршрута каждый учащийся (группа учащихся) выбирают себе объект для изучения и составления экскурсии.
     На следующем этапе практики учащиеся работают в школьной библиотеке, отбирают материал для своего объекта. Иногда приходится вести и поисковую работу, встречаться со старожилами района. Собирая материал о своей школе, учащиеся беседовали с учителями и директором. Чтобы больше узнать о ТНУ ребята сходили на экскурсию в это учебное заведение, познакомились с литературой, посвящённой этому университету. Чтобы лучше составить рассказ об уникальном растительном мире парка «Салгирка» ребята сначала прослушали лекцию преподавателя ТНУ Рудыка А.Н.. Александр Николаевич свою лекцию провёл в самом парке, где очень подробно рассказал о самых интересных представителях флоры данного района.
     Когда материал был собран, вся группа отправилась на пробную экскурсию, целью которой было:
1. Прослушать собранный материал по каждому объекту.
2. Отобрать самую интересную информацию, которая легко воспринимается на слух.
3. Продумать логические переходы от одного объекта к другому.
4. Определить продолжительность экскурсии.
5. Дать возможность каждому попробовать себя в роли экскурсовода.
     После каждого объекта вся группа обсуждает материал, а экскурсовод делает пометки в своих записях. После общего обсуждения полностью утверждается текст экскурсии. Чтобы экскурсия прошла интересно ребята старались использовать художественные произведения, стихи, как известных авторов, так и сами написали для своей школы. После пробной экскурсии учащиеся дома учат текст наизусть.
     Итогом всей работы является конференция, на которую приглашаются зам. директора школы, учителя, классный руководитель и для них проводится зачётная экскурсия по своему маршруту. После экскурсии преподаватели оценивают работу каждого экскурсовода.
     На этом практикум не заканчивается. Учащиеся сдают один экземпляр на всю группу составленной экскурсии, оформляют отчёт и уходят на каникулы. Но уже в сентябре их работа снова продолжается. Свою экскурсию по нашему микрорайону они проводят для учащихся младших классов. Сначала все считают, что всё о микрорайоне знают, но прослушав экскурсию, начинают понимать, что как раз меньше всего они знали о тех объектах, которые видят каждый день.
     Практика, когда сам вкладываешь частицу своей души, приносит больше пользы. Практическая направленность практикума, когда ты сам экскурсовод, когда материал самостоятельно отобран и подготовлен, позволяет почувствовать и интерес к знаниям, и узнать больше о своем районе, и поделиться с другими своим трудом. Учитель является помощником и руководителем, а учащиеся главным действующим лицом.
     Количество дней, которые необходимы, определяются индивидуально. Это зависит от района проживания, количества объектов, количества группы и т.д.
     Практикум можно провести и иначе. Часто учащиеся, особенно на зимних или весенних каникулах ездят на экскурсии по Крыму. Можно приятное объединить с полезным, как это делается в СОШ №18. Предварительно с экскурсантами проводится инструктаж. Учащиеся знакомятся с маршрутом поездки, отбирают необходимый материал. Во время экскурсии ребята, предварительно разбитые на группы, составляют заметки о месте пребывания со слов экскурсовода, делают радиальные маршруты от объектов главного пути, фотографируют и зарисовывают интересные объекты. По ходу экскурсии составляется схема движения. По возвращении с экскурсии, после обсуждения, составляется отчет, и отобранный материал оформляется в виде фотоальбома с характеристикой маршрута экскурсии. Учитель оценивает работу каждого при подготовке к экскурсии, во время экскурсии и при составлении отчёта. В сентябре данная работа выставляется для всеобщего обозрения на выставке “Мои географические открытия”.
         2.4. Воспитательная работа. Школьный турслет.
     Наш Крым – уникальное место природы, где каждый уголок можно использовать для проведения учебно-производственной практики, для привития интереса к своему краю, расширению кругозора и экологическому воспитанию.
     Во время изучения этих краеведческих курсов в 8 – 10 классах, учащиеся охотно занимаются в малой Академии наук, пишут работы по краеведческой тематике.
     Краеведческая работа в нашей школе проходит активно и во внеурочное время. В период недели естественных наук мы организуем выставку для 6 – 8 классов ‹‹Мои географические открытия››. Ребята приносят свои рассказы и фотографии того места, которое они открыли для себя в этом году. Для 8 – 9 классов стал любимым туристический слет ‹‹Юный турист››.
     Главная задача слета научить применять на практике, полученные знания, способствовать взаимопомощи, умению работать в команде. В турслете участвуют 6 команд (по 8 – 10 человек) от класса и должна быть большая группа болельщиков. По количеству команд устанавливаю туристические стоянки. На каждой стоянке должен быть взрослый руководитель (учитель). В нашей школе все турслеты проходят совместно со студентами ІV курса географического факультета КФУ имени В.И. Вернадского, которые приходят в школу в сентябре на педагогическую практику. Слет мы проводим в школьном дворе (раньше в парке ‹‹Салгирка››.), место стоянок тщательно выбираем, обязательно ставим щит с названием.
     Начинается слет с линейки, которую проводит учитель географии. Классы представляет свои команды, учитель представляет инструкторов по туризму (студентов), объясняет условия игры и выдает маршрутные листы каждому классу. В маршрутном листе указан порядок движения отхода, для каждого класса он свой. Все туристические отряды должны пройти 6 стоянок:
1 стоянка – Ориентирование на местности.
Ориентируются ребята по компасу. Каждый класс получает задание в письменном виде и компас. Они должны четко выполнить все условия, чтобы найти конечную точку. За выполнением задания обязательно следит взрослый инструктор (студент).
2 стоянка – Болото.
Это самый интересный конкурс для ребят. Заранее готовится трудный маршрут: кочки, веревки, перекладины и другие препятствия. Чем сложнее дистанция, тем интереснее. В конце считают количество участников, которые смогли пройти болото «не утонули» и время прохождения.
3 стоянка – Установка палатки.
Команда должна, быстра и правильно установить палатку, объяснить правила установки, ответить на вопросы инструктора. Затем собрать палатку и снова положить ее в чехол. Учитывается время и качество. Если класс не справляется с заданием, то инструктор сам устанавливает и учит всем правилам.
4 стоянка – Рюкзак.
Каждой команде предлагается очень много предметов, которые надо взять в поход. Сначала ребята должны выбрать нужные вещи, а потом правильно их сложить в рюкзак. Все действия надо объяснять. Сначала инструктор оценивает ребят, а затем объясняет ошибки.
5 стоянка – Оказание первой медицинской помощи в походе.
Ребятам предлагается различные задания. Например, сломанная рука или нога, ваши действия. Ребятам дают все необходимые материалы, и они на одном участнике показывают свои действия. Оценивается правильность действий.
6 стоянка – Разминка. (Решение разминочных ситуаций)
Каждой группе дается несколько заданий, например, вы забыли спички дома или вы не взяли еду, или вы заблудились. Оцениваются действия всей команды: что будут делать, как организуют свою работу, сплоченность и так далее.
Заканчивается слет отдыхом у символического костра и туристической песней. Начинают петь студенты, а затем каждый класс поет свою песню. За это время учитель подводит итоги по маршрутным листам, определяет победителя, подписывает грамоты и вручает командам.
  
Заключение
     Географическое краеведение в первой половине XX века получило широкое развитие. Оно имело большое значение в борьбе с формализмом знаний, в воспитании у учеников любви к родному краю, чувство национальной гордости и черт патриотизма. Самым главным заданием в развитии краеведческого образования есть формирование национальной самобытности украинского народа. В его реализации существенным фактором выступает географическое краеведение, которое выполняет научно-познавательную функцию.
     Географическое краеведение является первой составной частью национального краеведения. Краеведение – это комплекс научных дисциплин, разных по смыслу, методам исследований, но приводящих в своей совокупности к научному и всестороннему изучению края.
     Школьное краеведение зародилось очень давно в XVII веке, но в Украине его смысл и содержание утвердилось с начала XX века. Краеведение в своем развитии прошло несколько этапов:
1. этап - развитие краеведения было связано с деятельностью российских ученых
И. К. Кирилова, В. В. Татищева, М. В. Ломоносова(1720 – 1765).
2. этап- эпоха «Академических экспедиций в 1768 – 1774годах»
3. этап - 1900-1930 – период становления и начальное развитие географического краеведения.
4. этап - 1917-1930 – период быстрого развития краеведения.
5. этап - 1930-1940 – спад в развитии краеведения.
6. этап - 1940-1950 – период восстановления и утверждения географического краеведения в развитии географического образования.
7. этап - с 1991 – развития краеведения в Крыму..
     Таким образом, в настоящее время географическое краеведение является частью национального краеведения, так как отражает политику государства, направленную на регионализацию обучения, позволяющую полно раскрыть учебный материал путем его наполнения примерами и фактами из географического краеведения.
     Успешная организация географического краеведения и его эффективность в учебно-воспитательной работе зависит от нескольких факторов: подготовки учителя и умелое использование краеведческих материалов в процессе изучения географии. Краеведческий принцип является действительной формой связи школьной географии с жизнью. Географические понятия, которые изучаются учащимися на примере своего края, являются наиболее убедительными, легко запоминаются. Связь с ближайшим окружением дает практическое направление обучению, у детей появляются навыки поведения в природе.
     Исходя из опыта работы, считаю, что для любого учителя географии ценным есть не только подготовка краеведческого материала, но и составление тематического плана краеведческого подхода в процессе обучения, так как надо очень четко представить, в каких темах использовать местный материал.
Курс географии 6, 8 и 9 классов имеют большие возможности в использовании краеведческого материала, немного сложнее в курсе географии материков и океанов.
Развитию краеведения во все времена способствовала внеклассная работа в школе, которая обогащает учащихся жизненным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края и способствует развитию личности. Самыми распространенными формами организации внеклассной работы в школе являются: факультативная работа, экскурсии, походы и путешествия, а также краеведческие вечера, недели (декады), выставки, агитбригады.
Краеведческая работа в ОШ№8 включает:
1. проведение экскурсий по Симферополю и Крыму, начиная с первого класса;
2. курсы в 8 и 9 классах «Географическое краеведение»
 (автор Л. М. Булава);
3. Курс в 10-х классах «Географическое краеведение. Крым”.
 (авторы  А. Л. Григоренко, Н. В. Григоренко)
4. проведение учебно-производительной практике в 10-х классах;
5. участие учащихся 7 – 11 классов в городских и республиканских олимпиадах по краеведению;
6. ежегодный школьный туристический слет «Юный турист» и выставка «Мои географические открытия» и другие.
     Краеведение в школе – это не просто краеведческая внеклассная работа, но и существенный способ формирование гражданина нашей страны.
«В любви к родине мы не поступимся никакому народу и доказывали это не раз перед всем миром. Почему же мы не хотим изучать то, что так любим?». Эти слова
 К. Д. Ушинского наглядно показывают краеведческий подход в воспитании патриотизма. Для этого проводятся многочисленные экспедиции: «Моя земля – земля моих отцов»; «Диво рукотворне»;  «Живая вода»; «Память».
     Умелое использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время дает позитивные результаты не только для развития ученика как личности, но и для педагогического мастерстве самого учителя географии.

     Литература
1. Бойко В. Витоки та значення вивчення курсу “ Рідний край ”. Журнал «География и основы экономики в школе», №4 2003г.- с. 8-10.
2. Воробьёва Р.М. Краеведческий подход как метод углубления практической направленности в преподавании географии. Журнал «География», №4 2003г.- с.14-16.
3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.В. – М.: «Советская энциклопедия», 1988г. – 432 с.
4. Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. “Географическое краеведение. Крым”. –      Симферополь: «Союзкарта», 2006. – 101с.
 5.  Корнеев А. Историогеография отечественного школьного географического  краеведения. Журнал «География и основы экономики в школе», №6 2003г., -36-38с.
  6. Корнеев А. Развитие географического краеведения в школах Украины (1917-1930). Журнал «География и основы экономики в школе», №7 2005г.- с. 46-49.
  7. Корнеев А. Методика школьного географического краеведения. – Х.: изд. группа «Основа», 2007г. – 144с.- (библиотека журнала «География»; выпуск №1 (37)).
  8. Костриця М. Початки географічного краєзнавства в Україні (XVIII – 50-і роки XIX століття). Журнал «География и основы экономики в школе», №1, №3, №6, 2001г.- с. 44-45, 25-28.
 9. Малая О. Развиток особистості засобами краєзнавства. «География и основы экономики в школе», №4 2006г.- с. 30-34.
10. Маринич О.М. Географическое краеведение: современное состояние и перспективы. – Житомир: «Льонок», 1992г. – с. 4-5.
11. Павелко Г.Г. Туризм і краєзнавство в школі: методичний посібник. – Полтава: «Оріяна», 2004г. – 40с.
12. Педагогическая єнциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1965. – т. №2. – с. 518-519.
13. Руссова С.В. Методика начальной географии. 2-е изд.- К.: «Друкарi», 1918г. – 117с.
14. Филончук З.В. Туристсько-краєзнавча робота в школі як засіб виховання творчої особистості. Журнал «География», №6, 2006г. – с. 21-22.