Климат Евразии. Климатические пояса и области.

   «Климат Евразии. Климатические пояса и области»

Цели урока:
1. Содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о климате Евразии, климатообразующих факторах, типах и областях климата.

2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами отдельных отраслей, понятиями, учебником.

3. Продолжать формирование основных мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.
 
Оборудование:
1. Учебник по географии для 7 класса  «Полярная звезда» / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2015. - 256с.
2. Пособие: Бойко В.М., Михели С.В. География материков и океанов. – К.: Зодиак-ЕКО, 2007. – 288с.
3. Магнитная доска, карточки-задания, схемы, таблицы, физическая и климатическая карты мира, опорный конспект, атлас 7  класса.
 
Тип урока: комбинированный по модульной технологии обучения.
 
                                                                                                                             Ход урока
                                                                                                                        I –я 30 минутка
1. Постановка цели и задач урока.
   Целью нашего урока является проверка ваших знаний по теме «Строение и рельеф Евразии», изучение влияния климатообразующих факторов на климат Евразии, определение климатических поясов и областей материка, анализ климатических карт и климатограмм умеренного пояса.
На первой 30-ти минутке мы повторим пройденный материал по теме «Строение и рельеф Евразии». 
На второй 30-ти минутке рассмотрим влияние климатообразующих факторов на климат Евразии, используя ваши знания с предыдущих уроков.
На третьей 30-ти минутке познакомимся с климатограммами умеренного пояса и закрепим полученные знания.
                                                                                                           Актуализация опорных знаний.
1. Работа с картой «Строение земной коры»: прикрепите карточку с изображением форм рельефа Евразии в соответствии с их строением земной коры (2 чел.):
а) Аравийское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Великая Китайская равнина, плоскогорье Декан, Западно-Сибирская равнина.
б) Уральские горы, Скандинавские горы, Тянь-Шань, Алтай, нагорье Тибет.
(Какая существует связь между строением и рельефом в Вашем примере?)
2. Заполните таблицу, расположив формы рельефа в соответствии со строением территории:   

                Мезозойская складчатость                   Альпийская складчатость
 
 
 

    Предполагаемые примеры форм рельефа для таблицы: хребет Черского, Верхоянский хребет, Сихотэ-Алинь, горы Индокитая, Альпы, Апеннины, Карпаты, Кавказ, Иранское нагорье, Памир, Гималаи.
3. Работа с классом: давайте вспомним как формировалась территория Евразии?
4. Работа у доски: используя магнитную часть доски, расставьте изображения предложенных форм рельефа в правильном порядке их расположения с запада на восток?
(Карпаты, Гималаи, Уральские горы, Кавказ, Альпы, Пиренеи, Сихотэ-Алинь)
5. Письменный опрос (по выбору учителя).
Сравните строение и рельеф Северной Америки и Евразии, укажите общие черты и различие между ними.
6. Эвристическая беседа с классом:
- Какие районы материка наиболее спокойные, почему?
- Назовите и покажите по карте наиболее подвижные участки Евразии, чем это объясняется?
- Какая часть Евразии более высокая: Европа или Азия, почему?
- Почему на востоке материка чаще происходят землетрясения, чем в других районах Евразии?
- Чем знаменит вулкан Кракатау?
- Какую роль в формировании рельефа сыграло древнее оледенение?
- Почему на Японских островах чаще возникают цунами, а у нас в Крыму о них ничего не слышно? 
7. Подведение итога урока, выставление оценок.
 
                                                                                                                      II 30-ти минутка урока
    На второй 30-ти минутке мы рассмотрим влияние климатообразующих факторов на климат Евразии, используя ваши знания с предыдущих уроков. Откройте технологическую карту по теме «Евразия», в разделе "Установка" и запишите в конспект число, месяц и тему урока. Откройте свои дневники, запишите домашнее задание из установки.
1. Мотивация: а) работа с таблицей рекордов Евразии;
б) климат материка сложный и разнообразный, он влияет на хозяйственную деятельность человека, на работу транспорта, сельского хозяйства, на здоровье человека, поэтому сегодня нам предстоит разобраться во всех его особенностях.
2. Какие климатообразующие факторы Вы знаете?  (работа проектора)
3. Характеристика влияния солнечной радиации на климат Евразии.
- Какое влияние оказывает географическое положение Евразии между 20 с.ш. и 770 с.ш.?
- Можно ли предположить, что материк лежит во всех климатических поясах северного полушария?
- Почему умеренный климатический пояс занимает наибольшую площадь?
Вывод (работа с проектором):
1. Температура воздуха увеличивается с севера на юг.
2. Евразия располагается в 7 климатических поясах.
3. Наибольшую площадь занимает умеренный климатический пояс.
4. Влияние подстилающей поверхности (атлас):
а) влияние рельефа материка:
- Где рельеф оказывает большее влияние на климат: в Европе или Азии, почему?
- В какой части Европы влияние рельефа больше?
- В какой части Азии влияние рельефа особо высоко, почему?
Вывод (работа с проектором):
1. Рельеф Европы оказывает меньшее влияние на климат, чем в Азии.
2. В горах температура с высотой уменьшается на 1 км на 60С.
3. Наветренные склоны получают больше осадков, чем подветренные.
4. Особое влияние на климат оказывают нагорье Тибет и окружающие его горы.
б) влияние океанов и течений:
Атлантический океан оказывает сильное влияние до Уральских гор: увеличивает количество осадков (тёплое Северо-Атлантическое течение), летом снижает жару, зимой уменьшает морозы. Осадки уменьшаются с запада на восток.
Северный Ледовитый океан оказывает сильное влияние до 500 с.ш.: усиливает холод зимой и сухость воздуха летом.
Тихий океан оказывает сильное влияние на прибрежные районы: муссонный тип климата (осадки летом). Осадки уменьшаются с востока на запад.
Индийский океан оказывает сильное влияние на прибрежные районы: муссонный тип климата (осадки летом). Осадки уменьшаются с юга до горных районов. Аравийский полуостров получает мало осадков (до 100 мм в год), почему?
Вывод (работа с проектором):
1. Атлантический и Северный Ледовитый океаны оказывают сильное влияние на климат Европы.
2. В Азии преобладает муссонный тип климата в прибрежных районах.
3. Внутренние районы Азии удалены от океанов и закрыты горами, влияние океанов незначительно.
4. Аравийский полуостров – один из самых засушливых районов материка.
в) влияние альбедо территории
Альбедо территории на севере и в высоких горах высокое, поэтому температура воздуха ниже. На равнинах альбедо низкое, поэтому температура воздуха более высокая. В Азии влияние альбедо территории выше, чем в Европе.
4. Влияние циркуляции атмосферы.
На формирование климата материка сильное влияние оказывают мировые барические центры: районы формирования циклонов и антициклонов.
5. Работа с картой мировых барических центров (работа с проектором):
В Европе: а) Исландский минимум зимой (преобладает действие циклонов);
                 б) Азорский максимум летом (преобладает действие антициклонов);
                 в) преобладает западный перенос воздушных масс.
В Азии на северо-востоке: а) Алеутский минимум зимой;
                                            б) Северо-Тихоокеанский максимум летом;
                                            в) преобладает действие муссонов на прибрежные районы: зимой холодно и мало осадков, а летом тепло и много осадков.
Внутренние районы Азии: а) Азиатский максимум зимой;
                                           б) Азиатский минимум летом;
                                           в) высокая амплитуда температуры воздуха и малое количество осадков.  
Вывод: 1. На движение воздушных масс оказывают влияние барические центры.
             2. В Европе преобладает западный перенос воздушных масс.
             3. В Азии на севере северо-восточные ветры, в прибрежных районах муссоны.
6. Под действием всех климатообразующих факторов в Евразии сформировались климатические пояса и области климата (работа с картой).

7. Работа с карточкой “Климат Евразии”

 
Типы климата и
климатические области
 
Географическое положение
Средняя
темпер.(°С)
Кол-во
осадков
(мм в год)
 
Режим выпадения
осадков
Арктический северное побережье Евразии   0 -24 250 постоянно мало
Субарктический около Северного полярного круга +8 -32 350 постоянно мало
Умеренный:
- умеренно-морская
крайний С-З Европы +16 +4 до 1000 постоянно влажно
- умеренно-континен. до Уральских гор +18 -10 600 равномерно
- континентальная до 130°в.д. +20 -35 250 постоянно мало
- умеренно-муссон. поб. Охотского, Японского морей +24 -5 до 1000 летом влажно, зимой сухо
Субтропический:
- средиземном.
побережье Средиземного моря +24 +8 700 зимой влажно, летом сухо
- континентальная Туранская низменность +32   0 до 250 постоянно мало
- муссонная междуречье р. Хуанхэ и р. Янцзы +24 +4 до 1000 летом влажно, зимой сухо
Тропический контин. Аравийский пол-ов +32 +16 до 100 постоянно мало
Тропический высокогорн. нагорье Тибет   0 -18 до 100 постоянно мало
Субэкваториальный пол-ова Индостан и Индокитай +24 +22 до 2000 летом влажно, зимой сухо
Экваториальный пол-ов Малакка +24 +24 до 3000 постоянно влажно


8. Эвристическая беседа
1. Какие климатические пояса выделяют в Евразии?
2. Какие из них не имеют климатических областей, почему?
3. Почему средняя температура зимой в арктическом поясе выше, чем в субарктическом поясе?
4. Почему умеренный пояс делится на четыре климатические области?
5. Почему умеренно-морская и умеренно-муссонная области получают больше осадков, чем другие области умеренного климата?
6. Чем можно объяснить большой перепад температур в континентальной области умеренного пояса?
7. Почему в субтропическом поясе выделяют три климатические области?
8. Почему субтропическая муссонная область имеет такой режим осадков: летом влажно, зимой сухо?
9. Почему на почти одинаковой широте полуострова Аравийский, Индостан и Индокитай расположены в разных климатических поясах?
10. Какой тип климата Евразии нарушает широтное изменение температуры воздуха и осадков?
11. Какой тип климата и почему оказывает наименьшее влияние на материк?
 
9. Подведение итога работы на второй 30-ти минутке.
                                                                                                                  III 30-ти минутка урока
1. Работа с климатограммами. Осмысление.
Климатограмма – графическое изображение изменения температуры и осадков в течение года.
2. Работа с учебным пособием  с. 218 (климатические диаграммы)
1. Определите среднюю температуру в июле в г. Лондон (+170С).
2. Определите среднюю температуру в январе для г. Якутска  (-400С).
3. Сколько выпадает осадков за год в г. Вологда? (506мм).
4. Какой режим выпадения осадков в г. Пекин? (летом много, зимой мало).
5. Какая область умеренного пояса располагается в этом городе? (муссонная).
6. Определите среднюю годовую температуру г. Лондона (+9,70С) и г. Пекина(+11,50С), почему они так отличаются?
3. Работа с таблицей “Климат Евразии” и климатограммами (пособие с. 218)
- Используя предложенные климатограммы определите умеренно-морскую область Евразии.
  Почему Вы так думаете? (Лондон).
- Какая из климатограмм относится к континентальной области умеренного пояса? (Якутск).
- Какие особенности доказывают, что данная климатограмма относится к умеренно-муссонной области? (Пекин).
- Определите умеренно-континентальную область умеренного пояса Евразии (Вологда).
4. Отработка практических навыков по климатограммам.
1. Используя таблицу “Климат Евразии” и атлас  заполните таблицу в конспекте для умеренного пояса и его климатических областей по предложенным климатограммам.
2. Используя данные таблицы, по климатограммам определите климатические области умеренного пояса и подпишите их.
3. Назовите главные отличия климатических областей умеренного пояса, объясните их причины.              
5. Подведение итога работы на третьей 30-ти минутке.
6. Домашнее задание:
прочитать страницы учебника 188 - 190, выучить конспект, по климатической карте уметь показывать климатические пояса и области климата Евразии, устно выполнить задание №6, №7 на стр. 191.