Кабинет географии

         Географический кабинет своими руками
 
     Годы работы в школе и профессиональный рост, поиск контактов с учащимися, коллективная работа, создание оптимальных условий для работы, соединение теоретических выкладок и практической деятельности, расширение интереса к предмету на мой взгляд не возможен без создания “творческой лаборатории”, которой и является географический кабинет.
     Приступая к созданию кабинета географии, я понимал, что это долгий и кропотливый путь, особенно сегодня, когда предприятий – шефов нет, а на школу выделяются не большие деньги, стремительно растут цены, стоит проблема, где взять наглядные пособия и как разместить то, что есть, оформить должным образом, то есть создать ту атмосферу и психологический климат, которые будут удобны всем: и учащимся школы, и учителю.
     Больше десяти лет я собирал различные материалы: метеоприборы, портреты исследователей, горные породы и минералы, приобретал карты и клеил их, покрывал скотчем, покупал иллюстрации, собирал высказывания выдающихся людей, разрабатывал схемы, придумал календарь наблюдений погоды, стенды по Крыму, г.Симферополю, собрал и установил шкаф для таблиц, карт и иллюстраций и т.д. И всё это время не терял надежду на создание кабинета географии своими руками.  Постепенно мои задумки воплотились в жизнь.
     Участие  во Всеукраинском конкурсе “Учитель года” и выход в его финальную часть, большое количество призёров географических и краеведческих олимпиад по городу и Республике Крым (более 100 человек), отзывчивость моих учащихся и понимание их родителей, настоящая помощь администрации школы, учителей трудового обучения и изобразительного искусства, участие лично директора школы Тановой Валентины Николаевны, - всё это позволило нам создать кабинет географии, о котором я мечтал.
     В кабинете предусмотрены условия для обучения разных возрастных групп. Собраны учебники и учебные пособия, накоплено достаточно много настенных карт и географических атласов, есть хрестоматии, словари, методические и наглядные пособия, имеются контурные карты, рефераты и отчёты по учебно-производственной практике.
     Школьная доска встроена в мебельную стенку, а дверцы шкафов оклеены линолеумом под цвет доски, что позволяет увеличить полезную площадь для  работы учителя и учащихся. Сама мебельная стенка многофункциональная: внутри её собраны учебники, пособия, рефераты, различный дидактический материал. Стеклянные антресоли (6 штук) оформлены в виде стендов 80 см х 85 см, которые можно снимать, а за стендом хранятся коллекции, глобусы, макеты и т.д. На этих стендах собран универсальный материал, позволяющий применять его в различных ситуациях и по различным темам. Так, стенд “Структура географических наук” используется во всех курсах географии (во Введении), а стенд “Литосфера”, ”Гидросфера”, ”Атмосфера”, ”Биосфера” и ”Географическая оболочка” имеют внутри себя схемы, иллюстрации, краткий теоретический материал. Каждый из стендов, посвящен отдельной оболочке Земли, где собраны важные и необходимые данные. На уроке перед глазами учащихся находиться как раз то, о чем говорит учитель, поэтому механическая и слуховая память “сотрудничает” со зрительной, а это в итоге усиливает эффект обучения. Учитывая красочность оформления и единый стиль, этот “географический иконостас” является и учебно-практическим пособием, и украшением кабинета географии. Над стендами выситься фраза “География – единственная дисциплина, которая изучает природу Земли, как целостную систему”, а это главный мотив изучения предмета.
     Стены класса оформлены так же в едином стиле. Так одна из стен оформлена в краеведческом направлении и посвящена географии Крыма.
     На стенде “Крым” имеется рельефная карта полуострова, дана характеристика его географического положения, указаны республиканские символы (флаг, герб и гимн), приведены фотоматериалы уникальных уголков природы Крыма.
     На стенде “Симферополь” дана визитная карточка столицы Крыма с фотографиями отдельных уголков города, представлен, построенный силами учащихся школы и учителя план СОШ  №18 и ближайшей территории, дана вырезка топографической карты города с местом расположении на ней школы. Объединяет стенды и карту высказывания китайского философа Конфуция “Мир можно познать, не выходя из своего дома”.
     За стендом “Симферополь” на стене размером 1,2м х 1м расположен ящик – пенал под стеклом. Внутри ящика-пенала имеется ячейки 7см х 7см в которых собраны минералы и горные породы с различных уголков  Крыма. Здесь на небольшом участке собрано более 80 различных образцов, есть отдельные иллюстрации драгоценный камней. Данная коллекция используется в различных темах, где встречаются полезные ископаемые, а это с 5 по 11 классы. Дополняет коллекцию четверостишье поэта И.Л. Сельвинского из стихотворения “Крым” :
“Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу да мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох…” 
     Задняя стенка, выполненная из фотообоев – своеобразная память великим первооткрывателям, принёсшим славу нашей географии. Здесь собраны портреты (30см х 40см) Х. Колумба, В. Беринга, Р. Амундсена и др., что даёт возможность учащимся изучать их открытия в их “присутствии”. А высказывание Вольтера “Великими людьми я называю только тех, кто сделал великие открытия для всего человечества” как нельзя лучше доказывают молодому поколению истинные человеческие ценности.
     Промежутки между окнами также используются  для расширения интереса и кругозора по предмету. Один из стендов является учебно-прикладным пособием в 5-6 классах. Календарь наблюдений погоды позволяет проводить различные практические работы по определению температуры воздуха, атмосферному давлению, относительной влажности, откладывать высоту Солнца в градусах, находить вид осадков и определять состояние облачности, устанавливать направление ветра, а главное всё это можно крутить и двигать, что является необходимым для формирования практических навыков учащихся. Здесь же, за окном находиться метеобудка, где расположены различные метеоприборы, по которым можно определить большинство метеопоказателей. Ребята с большим интересом занимаются с этим стендом и метеоприборами. Иногда я умышленно откладываю на стенде неверный результат, например атмосферное давление, с какой радостью они находят и исправляют ошибку.
     Ещё один стенд, посвящённый нашим призёрам олимпиад по краеведению и географии. Здесь собранны имена и фамилии более 100 воспитанников, указаны места и в каком году они стали призёрами по городу и по Республике Крым. Проходят годы и наши воспитанники покидают родную школу. Каждый год на специальности, связанные с географией, поступают мои выпускники, и каждый раз, когда они приходят в гости, всегда подходят к этому стенду, где память сохранила прекрасные моменты их школьной жизни.
     Эстетическое оформление кабинета завершают панели под дерево, линолеум, прекрасное освещение, занавески с географическим уклоном, красивая и современная мебель.
     В кабинете имеется: компьютер, проекционная доска, телевизор, колонки. Кабинет подключён к интернету, что позволяет учителю давать знания на современном уровне.
     Мне кажется, что только самостоятельно создав рабочее место своими руками, можно ежедневно творить маленькие чудеса – зажигать огоньки в сердцах детей, быть примером для них, любить свою профессию и отдавать свои силы и знания молодому поколению.
 

Географический кабинет "CОШ № 18"