Гидросфера. Мировой океан и его части. Пр. работа №1

          Тема «Гидросфера. Мировой океан и его части. Практическая работа №1»

     Цели урока:
1. Содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о водной оболочке Земли, Мировом океане и его главных частях.
2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами отдельных отраслей, понятиями, учебником.
3. Продолжать формирование основных мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.

Оборудование:
1. Учебник «География. 5-6 классы» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др., М.: «Полярная звезда», 2014. - 192с.
2. Пособие: тетради для практических работ. Супрычёв А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. – М.: Аркти, “Наша школа”, 2015. – 48с., карты.
3. Магнитная доска, карточки-понятия, схемы, физическая карта мира и океанов, опорный конспект, атлас 6 класса.

Тип урока: урок изучения нового материала по модульной технологии обучения.
 
                                                                      Ход урока
                                                                  I – я 30 минутка
     1. Постановка цели и задач урока.

     Сегодня на уроке мы познакомимся с водной оболочкой Земли и её составом, основными частями Мирового океана.
     Задачами урока являются:
- изучение основных понятий темы;
- знакомство с составными частями гидросферы;
- особенности мирового круговорота воды;
- работа с к/к по основным частям гидросферы.
     На первом подмодуле, мы познакомимся с понятиями гидросферы и её составом, мировым круговоротом воды.
     На втором подмодуле изучим основные части Мирового океана.
     На третьем – закрепим полученные знания и выполним первую часть практической работы № 1.
     2. Мотивация обучения.
     Наша планета состоит из различных оболочек. Почти 75% поверхности Земли покрыто водой. Растения и животные, человек не могут обходиться без воды.
Вода — уникальный минерал, который может находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
     3. Работа с  понятием «гидросфера».
     Гидросфера — водная оболочка Земли. Она включает в себя воды океанов и морей, рек и озёр, водохранилищ и прудов, подземные воды и воды в ледниках, в атмосфере.
     Состав гидросферы (см. учебник стр. 94 рис. 61).
     4. Работа с  понятием «мировой круговорот воды».
     Вода может находиться в трёх состояниях, поэтому возможен её круговорот в природе — процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы.
     5. Работа с учебником стр. 96 рис. 63
- каким образом вода совершает круговорот?;
- назовите основные этапы круговорота воды;
- почему круговорот воды поддерживает жизнь на планете?
- какие свойства воды позволяют её совершать круговорот?
     6. Подведение итога работы на первой 30-минутке урока.
 
                                                                             II– я 30 минутка
     1. Работа с понятиями «Мировой океан» и «океан».
     Мировой океан - главная часть гидросферы, состоящая из океанов и морей: 361 тыс. км
     Состав Мирового океана (см. учебник стр. 97)
     Океан - главная часть Мирового океана, окружённая почти со всех сторон материками и островами. 
     Знакомство с океанами Земли по учебнику стр. 97 и географической карте.
     2. Работа с частями Мирового океана.
     Море - часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами или поднятиями дна.
     Виды морей: внутренние и окраинные.
Внутренние моря глубоко вдаются в сушу (Средиземное, Чёрное, Азовское, Мраморное, Балтийское, Белое, Красное и др.).
Окраинные моря  больше связаны с океанами, так как более открытые (Охотское, Карибское, Японское, Берингово, Аравийское и др.).
     Залив - часть океана или моря глубоко вдающаяся в сушу, уменьшающаяся по ширине и глубине.
Наиболее крупные заливы: Гвинейский, Мексиканский, Бенгальский, Бискайский, Персидский, Финский.
     Пролив - узкие водные пространства, соединяющие соседние водные участки и разделяющие участки суши.
Крупными проливами являются: Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Берингов, Мозамбикский, Ла-Манш, Татарский и др.
     3. Работа с атласом, физической картой океанов и физической картой мира.
Определение местоположения названных в теме водных объектов Мирового океана по физической карте мира и океанов.
     4. Суша в океанах.
     Остров - участки суши со всех сторон окружённые водой.
     Группа островов, расположенная близко друг к другу - архипелаг.
     Происхождение островов (см. учебник стр. 100)
     Полуостров - часть суши, вдающаяся в океаны и моря, с трёх сторон окружённая водой.
Наиболее крупные из них: Аравийский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали, Скандинавский, Камчатка, Таймыр и др.
     5. Подведение итога работы на второй 30-минутке урока.
 
                                                                                   III– я 30 минутка
     1. Осмысление.
     Устно составим описание одного из морей, используя план в учебнике на стр. 102.
     2. Выполнение первой части практической работы №1 «Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (в течение изучения темы)».
- инструктаж выполнения работы;
- используя атлас, опорный конспект и тетрадь практических работ укажите на к/к основные гидрологические объекты темы.
     3. Д/З: прочитать параграфы №28, №29, №30, выучить конспект, уметь находить и показывать основные гидрологические объекты по карте. Принести тетради для практических работ (первая часть).