Экскурсии по курсу "Географическое краеведение. Крым"

     Главной особенностью курса "Географическое краеведение. Крым" является его практическое применение. Каждый ученик, прослушав теоретическую часть курса, может на практике применить свои знания. Очень часто учащиеся много знают об известных туристических объектах: дворцах, парках, горных вершинах и т. д., но почти ничего не могут рассказать о том микрорайоне, где они расположены. Ещё меньше учащиеся знают о своём микрорайоне, месте, где расположена школа и их родной дом. Поэтому важной задачей практикума стала разработка экскурсионно-туристического маршрута по своему микрорайону.
    Во время проведения практикума в школе учащиеся 11-х классов в несколько этапов готовят свои экскурсионные проекты. На первом этапе учащиеся выбирают экскурсионно-туристический маршрут. Продумываются остановки (объекты экскурсий), продолжительность, создаётся схема маршрута. Затем каждый экскурсовод проходит по составленному маршруту и знакомится на местности с достопримечательностями. Ребята обсуждают все объекты, продумывают сам маршрут движения, уточняют свою схему. Итогом данного этапа является уточнённый и утверждённый экскурсионно-туристический маршрут. Например, схема маршрута учащихся 11 класса СОШ №8 для своего микрорайона выглядит следующим образом:

1. СОШ №8 – история образования школы. 7. Дом П.С. Палласа в парке «Салгирка».
2. ул. Беспалова и прилегающие к ней улицы. 8. Бывшая усадьба Х.Х. Стевена.
3. КФУ им. В.И. Вернадского. 9. Дом графа М.С. Воронцова
4. Парк «Салгирка». 10. Петровские скалы
5. Река Салгир. 11. Неаполь-Скифский
6. Могила учёного-лесовода Г.М. Морозова. 12. Проспект В.И. Вернадского 

         После утверждения маршрута каждый учащийся (группа учащихся) выбирают себе объект для изучения и составления экскурсии.
На следующем этапе практики учащиеся работают в школьной библиотеке, в "Интернете" и отбирают материал для своего объекта. Иногда приходится вести и поисковую работу, встречаться со старожилами района. Собирая материал о своей школе  №8, учащиеся беседовали с учителями и директором. Чтобы больше узнать о КФУ ребята сходили на экскурсию в это учебное заведение, познакомились с литературой, посвящённой этому университету. Чтобы лучше составить рассказ об уникальном растительном мире парка «Салгирка» ребята сначала прослушали лекцию преподавателя ТНУ Рудыка А.Н., который свою лекцию провёл в самом парке, где очень подробно рассказал о самых интересных представителях флоры данного района.
Когда материал был собран, вся группа отправилась на пробную экскурсию, целью которой было:

  1. Прослушать собранный материал по каждому объекту.
  2. Отобрать самую интересную информацию, которая легко воспринимается на слух.
  3. Продумать логические переходы от одного объекта к другому.
  4. Определить продолжительность экскурсии.
  5. Дать возможность каждому попробовать себя в роли экскурсовода.

    После каждого объекта вся группа обсуждает материал, а экскурсовод делает пометки в своих записях. После общего обсуждения полностью утверждается текст экскурсии. Чтобы экскурсия прошла интересно ребята старались использовать художественные произведения, стихи, как известных авторов, так и сами написали для своей школы. После пробной экскурсии учащиеся дома учат текст наизусть.
    Итогом всей работы является конференция, на которую приглашаются зам. директора школы, учителя, классный руководитель и для них проводится зачётная экскурсия по своему маршруту. После экскурсии преподаватели оценивают работу каждого экскурсовода.
    На этом практикум не заканчивается. Учащиеся сдают один экземпляр на всю группу составленной экскурсии, оформляют отчёт и уходят на каникулы. Но уже в сентябре их работа снова продолжается. Свою экскурсию по нашему микрорайону они проводят для учащихся младших классов. Сначала все считают, что всё о микрорайоне знают, но прослушав экскурсию, начинают понимать, что как раз меньше всего они знали о тех объектах, которые видят каждый день.
    Практика, когда сам вкладываешь частицу своей души, приносит больше пользы. Практическая направленность практикума, когда ты сам экскурсовод, когда материал самостоятельно отобран и подготовлен, позволяет почувствовать и интерес к знаниям, и узнать больше о своем районе, и поделиться с другими своим трудом. Учитель является помощником и руководителем, а учащиеся главным действующим лицом.
    Количество дней, которые необходимы, определяются индивидуально. Это зависит от района проживания, количества объектов, количества группы и т.д.
   
    Практикум можно провести и иначе. Часто учащиеся, особенно на зимних или весенних каникулах ездят на экскурсии по Крыму. Можно приятное объединить с полезным, как это делается в СОШ №18. Предварительно с экскурсантами проводится инструктаж. Учащиеся знакомятся с маршрутом поездки, отбирают необходимый материал. Во время экскурсии ребята, предварительно разбитые на группы, составляют заметки о месте пребывания со слов экскурсовода, делают радиальные маршруты от объектов главного пути, фотографируют и зарисовывают интересные объекты. По ходу экскурсии составляется схема движения. По возвращении с экскурсии, после обсуждения, составляется отчет, и отобранный материал оформляется в виде фотоальбома с характеристикой маршрута экскурсии. Учитель оценивает работу каждого при подготовке к экскурсии, во время экскурсии и при составлении отчёта. В сентябре данная работа выставляется для всеобщего обозрения на выставке “Мои географические открытия”. 
    Другой вариант подготовки экускурсионного проекта предусматривает работу по экскурсии летом после окончания 10 класса. Для сбора информации, подготовки фотоматериала, оформления проекта учащиеся могут использовать летние каникулы, таким образом не тратят время во время учёбы в 11-м классе.
    Многолетний опыт проведения данного курса позволяет с уверенностью сказать, что выпускники наших школ не только изучают родной край, но и приобретают новые навыки и умения. Полученный опыт работы по составлению экскурсий пригодится каждому в будущем.
    Наш Крым – уникальное место природы, где каждый уголок можно использовать для проведения практикума, для привития интереса к своему краю, расширению кругозора и экологическому воспитанию.
    Желаем вам успехов и новых открытий по нашему известному и вами открываемому солнечному Крыму.
 

Защита экскурсионных проектов по курсу "Географическое краеведение. Крым"